Цели: раскрыть душевные качества ребят, которые способствуют возникновению взаимной симпатии героев; закрепить понятие «портрет в художественном произведении».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Эпизод «В часовне» (значение пейзажа в литературном произведении).
– Попробуйте пересказать текст, отказавшись от описания природы. Что изменилось при восприятии?
– С какой целью писатель перемежает описание природы и старого брошенного кладбища?
– Есть ли разница между грустным настроением и мрачным настроением?
– Какие чувства переживает Вася, спустившись в часовню? (…вздрогнул, …стало жутко, …ощутил прилив судорожного страха…) Можно утверждать, что Вася больше удивился, чем испугался?
2. Эпизод «Валек и Маруся – дети подземелья».
– Какое впечатление произвели друг на друга Вася и Валек?
Определите момент в диалоге ребят, послуживший основой к зарождению взаимной симпатии и доброй дружбы. Опишите этот момент.
– Что значит «славный хлопец»? Почему Валек так называет Васю?
– Чем Маруся и Валек привлекли внимание Васи?
Основой родившейся дружбы становится взаимное желание поделиться мыслями, душевными переживаниями, найти отклик в сердце такого же одинокого приятеля, почувствовать, что кто-то нуждается в тебе. Именно поэтому герои при встрече так радуются ему.
– Как заботился Вася о своих новых товарищах? (Дарил лакомства, затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.)
– Почему Валек ценит дружбу Васи, а Вася – дружбу Валека?
– Почему Маруся так сильно отличается от Сони?
II. Формирование понятия «портрет в литературном произведении».
Портрет* – от фр. Portrait – портрет, изображение. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Задание: сравните внешний облик героинь и образ их жизни.
Вывод: разные условия жизни детей являются результатом жестокости людей и несправедливости законов. Невинные и беззащитные дети оказываются один на один между жизнью и смертью и зачастую гибнут.
Домашнее задание: прочитать V, VI главы. Какие изменения произошли в жизни Васи с момента знакомства с Валеком и Марусей?