Урок 43. Морфологический разбор причастия

0
577
познание мира

Урок 43. Морфологический разбор причастия

Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать на­ выки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуаци­ онные навыки.

Методические приемы: работа с учебником, пояснения учи­ теля, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Повторение темы «Вводные слова».

Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характери­ стику причастиям:

Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме. Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.

Этот деревянный дом, пожалуй, построен лет двести назад. Открывший мне дверь незнакомец пригласил: «Пожалуйте

в гостиную, вас ждут».

Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть ввод­ ные слова (казалось, пожалуй), они не являются членами предло­ жений.

Во вторых предложениях каждой пары эти слова – члены пред­ ложений: казалась бесконечной – часть сказуемого; пожалуйте – глагол-сказуемое в повелительном наклонении.

Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.

II . Чтение и анализ нескольких выборочных изложений

III . Изучение темы «Морфологический разбор причастия»

1. Слово учителя.

Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятель­ ных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических при­ знаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоя­ тельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника,

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника (§ 23).

IV . Практические задания

1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные – в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор
причастий.

Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болель­ щиками.

2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфоло­ гический разбор причастий.

Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел оси новым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой проре­ завшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:

– Определить художественные приемы, придающие тексту выра­ зительность. (Отметим обилие определений, выраженных в ос­ новном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания со­ гласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые пере­ дают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)

I V . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхожде­ нии этих слов, найти общее значение. Акварель, аквариум, акваланг.

Домашнее задание

§23.

Упражнение 131.

Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.