Урок 43. Морфологический разбор причастия
Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать на выки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуаци онные навыки.
Методические приемы: работа с учебником, пояснения учи теля, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Повторение темы «Вводные слова».
Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характери стику причастиям:
Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме. Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.
Этот деревянный дом, пожалуй, построен лет двести назад. Открывший мне дверь незнакомец пригласил: «Пожалуйте
в гостиную, вас ждут».
Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть ввод ные слова (казалось, пожалуй), они не являются членами предло жений.
Во вторых предложениях каждой пары эти слова – члены пред ложений: казалась бесконечной – часть сказуемого; пожалуйте – глагол-сказуемое в повелительном наклонении.
Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.
II . Чтение и анализ нескольких выборочных изложений
III . Изучение темы «Морфологический разбор причастия»
1. Слово учителя.
Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятель ных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических при знаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоя тельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника,
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника (§ 23).
IV . Практические задания
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные – в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор
причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болель щиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфоло гический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел оси новым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой проре завшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:
– Определить художественные приемы, придающие тексту выра зительность. (Отметим обилие определений, выраженных в ос новном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания со гласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые пере дают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)
I V . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхожде нии этих слов, найти общее значение. Акварель, аквариум, акваланг.
Домашнее задание
§23.
Упражнение 131.
Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.