Цель урока: продолжить развитие у учащихся общебиологического понятия о взаимосвязи строения и функций органов на примере кровообращения и дыхания; обобщить знания учащихся о функциях и строении кровеносной и дыхательных систем
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Дыхательная система»
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Решите кроссворд
По вертикали:
Заболевание глоточных миндалин.
Воспаление гайморовых пазух.
Орган, соединяющий гортань с главными бронхами.
Легочный пузырек.
Легочная или пристеночная оболочка.
Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.
По горизонтали:
Детская инфекционная болезнь.
Орган, в котором располагаются голосовые связки.
Лимфатические образования глотки.
Инфекционная болезнь легких.
Дыхательные пути, ведущие в легкие.
Рентгеновское обследование легких.
Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой.
Болезнь легких, чаще встречающаяся у курильщиков.
Решите кроссворд
По горизонтали:
Сосуд, несущий кровь в капилляры.
Омертвление ткани участка сердца.
Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены.
Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям.
Кровоизлияние в мозг.
Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности.
Омертвление участка ткани.
Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
По вертикали:
Сосуд, в котором происходит обмен газов.
Сосуд, по которому кровь возвращается к сердце.
Мышечный слой сердечной стенки.
Прибор для измерения давления.
Заболевание, связанное со стойким повышением давления.
Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения.
Коричневая корочка, образующаяся после свертывания крови.
По горизонтали:
2. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемая для предохранительных прививок.
5. Клетка крови, участвующая в образовании антител.
7. Человек, дающий кровь для переливания.
Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества.
Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах.
Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определенный вид антигенов.
По вертикали:
1. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ.
Чужеродное вещество.
Сгусток крови возникающий в процессе свертывания.
Кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови.
Человек, получающий кровь при переливании.
Организм человека представляет собой сложную систему, где все клетки, ткани и органы, их системы работают как единое целое. Адля жизнедеятельности необходима энергия. Ее мы получаем с пищей, но для эффективного расщепления питательных веществ (окисления) с выделением энергии необходимо присутствие кислорода. Кислород должен дойти до каждой клетки нашего организма, поэтому транспорт его осуществляют две системы: дыхательная и сердечно-сосудистая.
Фронтальная беседа по вопросам:
Как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения?
Как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы? Приведите примеры.
Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращение? Приведите примеры.
Как влияет нарушение работы сердца на дыхание?
Какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддерживании постоянства состава внутренней среды?
Какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы? Докажите на примерах.
Какую роль выполняют мышцы сердца и дыхательные мышцы в газообмене между организмом и внешней средой? Приведите доказательства.
Как влияет мышечная активность на развитие дыхательных мышц и мышц сердца, на газообмен в организме и на здоровье человека? Дайте научное обоснование.
Каковы общие признаки натренированности легких и сердца в результате физических упражнений и физического труда?
В чем заключается роль дыхательного центра?
3. Биологические задачи.
У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?
При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 %. Почему возникает удушье?
Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2,5 л в 1 мин. Во время подъема груза в 20 кг на гору оно составляет 4,3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела.
Водолазы могут спускаться на глубину 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине нельзя дышать обычным атмосферным воздухом? Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно?
15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находились 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. Предположите причины гибели людей.
Вам уже известно, что легочный обмен газов противоположен тканевому, поскольку в первом случае Ог поступает в кровь, а во втором — выходит из крови; в легких венозная кровь превращается в артериальную, а в тканях – наоборот. А как вы думаете, есть ли в этих процессах единство? Как это можно доказать?
Графические задания.
№ 1. Проследите по прилагаемой схеме, назовите последовательно, чрез какие кровеносные сосуды и отделы сердца пройдет табачный никотин (Н), обозначенный треугольником, от легочного пузырька (1) до межклеточной жидкости (МЖ) и клеток (К) головного мозга. Ответ изобразите графически.
А – условия задачи; Б – решение задачи:
– легочный пузырек; Н (треугольники) – никотин; 2.- капилляры, оплетающие легочный пузырек; 3 – легочная вена; 4 – левое предсердие; 5 – правое -предсердие; 6 – правый желудочек; 7 – левый желудочек; 8 – аорта; 9 – артерия;10 – капилляр головного мозга, МЖ – межклеточная жидкость, К – клетки мозга; стрелки – направление движения крови и никотина. Ответ: 1 —> 2 —> 3 —► 4-+ 7 —>8 —>9 -*10.
№ 2. Последовательно изобразите схему пути через кровеносные сосуды и отделы сердца, который пройдет с кровью никотина от легочных пузырьков до тканей ноги