Урок 42. Вариант II: урок-конференция’

0
553
информатика

План конференции

Предгнездовой период в жизни птиц:

выбор гнездовой территории;

пение птиц и его биологическое значение;

токование и ритуальные танцы, их значение.

Образование пар и гнездостроение:

место постройки гнезд;

строительный материал;

типы птичьих гнезд;

биологическое значение гнездостроения;

откладка яиц.

Выведение птенцов и забота о потомстве:

насиживание яиц (кто насиживает — самка, самец или поочередно, режим и сроки насиживания);

типы птенцов;

кормление птенцов родителями, уход за ними;

забота родителей о птенцах после их вылета из гнезда.

Список литературы, тема конференции и вопросы для подготовки со­общений вывешиваются заранее на специальном стенде «К уроку» за две недели.

Акимушкин И. Причуды природы. — М., 1981.

Беме Р., Динец В., Флинт В., Черенков А. Птицы. — М., 1997. Биологический энциклопедический словарь, — М., 1989.

Воробьев К. Л. Записки орнитолога. М., 1973.

Герасимов В. П. Животные нашей родины. М., 1985.

Гладков Н. Тише, птицы на гнездах.. М., 1967.

Кэрригер С. Дикое наследство природы. М., 1960.

Морозов В. П. Занимательная биоакустика, рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. — М., 1983.

Питерсон Р. Птицы. — М., 1973.

Ухаткин Н. Друзья птиц. М., 1976.

Уэлти К. и др. Птицы. М., 1983.

Фауна мира. Птицы. — М., 1996.

Фройде М. Животные строят. — М.; Мир, 198 Чельцов-Бебутов А. М. Экология птиц. М., 1982.

Класс делится на три группы. Первая группа получает задание — изу­чить вопрос об особенностях предгнездового периода в жизни птиц; вто­рая — об образовании пар и гнездостроении; третья — о выведении птенцов и заботе о потомстве.

В течение недели школьники изучают литературу по своим вопросам, собирают материал. После этого каждая группа отдельно с учителем об­суждают подобранный материал и корректируют его. Право быть докл­адчиком получает тот, кто лучше подготовился, кто нашел наиболее интересные сведения, более полно раскрыл вопрос. Остальные учащие­ся готовятся дополнить на уроке выступление докладчиков. В оставшее­ся время до урока ребята оформляют собранный материал, готовят наглядные пособия

Урок начинается с вступительного слова учителя, который объявляет тему урока и регламент для выступающих (докладчик — 5 мин, выступающие в об­суждении доклада 1—2 мин).

Во время выступлений учащихся первой группы учитель предлагает прос­лушать записи пения птиц пеночки-веснички, пеночки-теньковки и пеноч­ки-трещотки; объясняет, что большинство птиц сходных видов легче распознать по голосу, чем по внешнему виду.

В конце обсуждения тем первого вопроса учитель подводит ребят к выводу о том, что пение является сигналом предупреждения о занятости территории, одной из форм привлечения самок.

Вторая группа учащихся может подготовить доклады о примерах построек наиболее интересных птичьих гнезд, о гнездовом паразитизме, свойственном многим видам кукушек, вдовушкам и медоуказчикам; о колониальном гнездо­вании, которое обеспечивает птица большую безопасность. На этом же этапе урока можно использовать диафильм «Гнездовой период в жизни птиц».

Третья группа учащихся может использовать для доклада материалы об особенностях выведения птенцов у некоторых птиц, интересных примерах проявления заботы о потомстве. В заключении обсуждения докладов учащие­ся подводятся к выводу о том, что птицы откладывают меньше яиц по сравне­нию с земноводными и пресмыкающимися в связи со сложным инстинктивным поведением, ярко выраженной заботой о потомстве.

В конце урока-конференции учитель обращает внимание школьников на выставку книг о птицах. На этом же этапе занятия учитель акцентирует вни­мание учащихся о необходимости бережного отношения человека к птицам, к природе, о правильном поведении учащихся в природе, особенно в период гнездования птиц.