Задачи: показать своеобразие природного района; сформировать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещении речной сети и озер на Урале; развивать знания о причинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить знания о закономерностях размещения полезных ископаемых на Урале; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности природы региона.
Ход урока
Водная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
В процессе вводной беседы учитель может выяснить, что знают учащиеся об Урале, о его природных богатствах, особенностях географического положения, достопримечательностях. Также вводная беседа поможет вспомнить план изучения природного района.
Получение новых знаний.
Географическое положение Уральских гор учащиеся описывают самостоятельно, работая с картой.
По карте расскажите о географическом положении Уральских гор.
Вычислите протяженность Уральских гор в градусах и километрах с севера на юг.
Сделайте выводы, как географическое положение гор (положение внутри материка, вытянутость с севера на юг на 2000 км, доступность ветрам с Северного Ледовитого океана) влияет на природу Урала.
Учитель может дополнить ответы и выводы учащихся или может дать опережающее задание кому-либо из учащихся по этому вопросу.
Учитель. Урал, пожалуй, один из самых «русских» районов нашей страны. Хотя он известен под разными названиями еще с античных времен, а через его южные отроги перекатывались и частью оседали в них орды кочевников в стремлении с востока на запад, подлинное и прочное его освоение связано именно с русской историей, с открытием его для России новгородскими ушкуйниками в XI – XIV вв. с севера, а затем русскими землепроходцами и казаками в XIV – XVII вв. с северо-запада и запада.
Урал – уникальный географический район, ибо он сыграл огромную роль в географическом открытии Земли. Еще античные географы считали Рифейские горы (так они называли Урал), который они никогда не видели, краем Земли, дикой северной страной, где жизнь практически невозможна. Со временем эти горы стали уже считать не краем Земли, а границей (вернее, одной из границ)
Европы и Азии. Хотя разделение материка Евразии на Европу и Азию очень условно, по поводу проведения границ между ними было сломано немало копий. Для русских Урал первоначально был Камнем, или Каменным Поясом, через который они переваливали в Сибирь. В России Урал, конечно, самый «евразийский» район, ибо через него проходит граница Европы и Азии, и к тому же территория Урала находится частью в Европе, а частью в Азии. Чтобы отметить это уникальное географическое положение Урала, до 1917 г. и в советское время было поставлено несколько памятных знаков (обелисков) вдоль основных транспортных магистралей, пронизывающих Урал с запада на восток.
Урал – понятие «растяжимое», назвать его точные границы в общегеографическом смысле нельзя. В физико-географическом понимании это узкая полоса, протянувшаяся с севера на юг по меридиану, цепь невысоких разрушенных гор, сходящих практически на нет при приближении к Казахскому мелкосопочнику, а в экономико-географическом смысле это, скорее, цепочка промышленных оазисов на севере и решетка полос хозяйственного освоения (промышленного и сельскохозяйственного) вдоль транспортных магистралей и месторождений полезных ископаемых. Лишь на крайнем юге, южнее Челябинска и в Оренбургской области, где горы практически исчезают, и начинается знаменитая Оренбургская степь, территории которой заняты зерновыми культурами.
Условность в определении точных географических границ хорошо видна, если посмотреть на политико-административные границы. Принадлежность Екатеринбургской и Челябинской областей к Уралу несомненна, Пермская же область частично (своей северной частью) «заходит» на территорию Русского Севера, а Удмуртия и Башкирия – районы Волго-Камского бассейна – явно тяготеют к Поволжью. Курганская область – это начало заболоченной и однообразной Западно-Сибирской низменности, а Оренбургская область практически неотличима от Северо-Западного Казахстана. Что же объединяет Урал в единое географическое целое? Это, конечно, Уральские горы, хотя горами в большей части Уральского хребта их можно назвать относительно.
С Уральскими горами учащиеся уже неоднократно знакомились на уроках физической географии. Поэтому, прежде чем приступить к объяснению геологической истории развития Урала, важно создать учебную проблемную ситуацию, которая убедит учащихся в том, что их объём знаний об Урале неполный и отчасти поверхностный, и вызовет познавательную активность, заинтересованность в углубленном изучении природных условий и развития Уральских гор.
Учитель организует беседу по следующим вопросам:
По картам и картинам расскажите о современном рельефе Урала.
Объясните, почему Урал невысокий.
Почему Урал имеет складчато-глыбовое строение?
Почему Урал значительно ниже западного Алтая, несмотря на то что эти горные системы образовались одновременно в гер- цинскую эпоху складчатости?
Объясните, почему на Урале добываются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения.
Заслушав ответы школьников, учитель делает обобщающий вывод о том, что своеобразие рельефа и огромные запасы разнообразных полезных ископаемых на Урале прежде всего объясняются длительной геологической историей развития гор и особенностями проявления тектонических и внешних рельефообразующих процессов.
Систематизации знаний о геологической истории развития Урала и обучению школьников умениям устанавливать причинно- следственные связи при характеристике формирования рельефа гор помогает заполнение таблицы в процессе объяснения учителя.
Основываясь на знаниях учащихся по физике, учитель может более глубоко рассказать о морозном выветривании. Именно этот процесс становится причиной образования таких микроформ рельефа на Урале, как осыпи, россыпи, курумы или «каменные моря».
Объясняя историю формирования Урала, учитель использует геохронологическую таблицу, сопоставляет и анализирует тектоническую, геологическую и физическую карты; кроме того, необходимо продемонстрировать учащимся образцы горных пород и полезных ископаемых, которые имеются в Уральских горах.
Изучение особенностей климата и других природных компонентов на Урале рекомендуется начать с практической работы учащихся по климатическим картам. Цель этой работы:
тренировать умение определять по картам количественные (цифровые) данные, характеризующие климат различных территорий;
научить видеть на карте закономерности климатических изменений на Урале, связанные с изменением широты места и экспозиций склонов;
на основании полученных при изучении карты климатических данных делать выводы о причинах разнообразия климатических условий на Урале.
Учитель предлагает учащимся следующие задания:
Определите средние температуры июля и января, количество осадков и испаряемость за год.
Вычислите увлажнение для западного и восточного склонов Северного, Среднего и Южного Урала.
Пользуясь картами растительности и почв, определить растительность и типы почв у подножия Уральских гор.
Ответы, полученные с помощью изучения карт, учащиеся записывают в таблицу, которая заранее вычерчивается на доске. Таблица систематизирует климатические данные, наглядно демонстрирует закономерности климатических изменений на Урале как в широтном, так и долготном (с запада на восток) направлениях, помогает понять влияние и ведущую роль климата в развитии и размещении растительных и почвенных зон в предгорьях Урала.
В хорошо подготовленном классе учитель может предложить познавательную задачу: «Сопоставьте физическую карту Урала с климатической и установите и объясните, на каком склоне гор более густая речная сеть». Учащиеся могут самостоятельно ответить на вопрос, если установят связь рек с климатом, рельефом и тектоническими движениями на Урале в кайнозое.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что на Урале сравнительно мало озер. По происхождению это тектонические ледниковые и карстовые озера. Самое глубокое – озеро Щучье (глубина 136 м).
Современное оледенение на Урале лучше изучить посредством сравнительного анализа физических карт Урала и Кавказа, а также методом самостоятельных логических рассуждений учащихся с опорой на ранее усвоенные знания о причинах горного оледенения. Учитель уточняет, что на Урале действительно нет площадей, занятых ледниками, имеются только «леднички» (длиной 1,5-2 км) в полярной части и Приполярном Урале.
Вспомните, на какой высоте расположена нижняя граница снега и льда на Кавказе.
Какие природные условия способствуют образованию оледенения в горах?
Объясните, почему на Урале нет оледенения, несмотря на то что он расположен за полярным кругом, где наблюдаются избыточное увлажнение и продолжительная и холодная зима.
Закрепление материала
Западные склоны Урала сложены главным образом осадочными и метаморфическими горными породами, а восточные склоны – магматическими горными породами. На основании этих фактов сделайте выводы:
а) Какие тектонические процессы происходили на западном, а какие протекали на восточном склоне Урала?
б) Какие полезные ископаемые в связи с этим сформировались на западном склоне Урала, какие – на восточном склоне Урала?
Обобщив полученные результаты о природных условиях на Урале, ответьте на следующие вопросы:
Почему средние температуры июля на Северном и Южном Урале значительно различаются?
Почему средние температуры января на Северном и Южном Урале различаются незначительно, несмотря на то что Урал протянулся с севера на юг на 2000 км?
Почему на западных и восточных склонах Урала выпадает различное годовое количество осадков?
Как увлажнение на западных и восточных склонах отражается на характере растительности и почвах на Северном и Южном Урале?
Сделайте выводы о том, под влиянием каких природных факторов на Урале сформировались разнообразные климатические условия.
На западном склоне Урала речная сеть развита значительно лучше, чем на восточном склоне; реки многоводные, величина годового стока рек Северного и Среднего Урала сравнительно постоянна; для рек характерны резкие повороты. Объясните особенности рек западного склона Урала.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: § 32, нанести на контурную карту объекты номенклатуры, подготовить сообщение о природных уникумах Урала.