Урок 42. УРАЛ: КАМЕННЫЙ ПОЯС РОССИИ

0
740
метод печати

Задачи: показать своеобразие природного района; сформи­ровать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещении речной се­ти и озер на Урале; развивать знания о причинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить знания о закономерностях размещения полезных ископаемых на Урале; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности природы региона.

Ход урока

Водная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель может выяснить, что знают учащиеся об Урале, о его природных богатствах, особенностях гео­графического положения, достопримечательностях. Также вводная беседа поможет вспомнить план изучения природного района.

Получение новых знаний.

Географическое положение Уральских гор учащиеся описыва­ют самостоятельно, работая с картой.

По карте расскажите о географическом положении Ураль­ских гор.

Вычислите протяженность Уральских гор в градусах и ки­лометрах с севера на юг.

Сделайте выводы, как географическое положение гор (поло­жение внутри материка, вытянутость с севера на юг на 2000 км, доступность ветрам с Северного Ледовитого океана) влияет на природу Урала.

Учитель может дополнить ответы и выводы учащихся или мо­жет дать опережающее задание кому-либо из учащихся по этому вопросу.

Учитель. Урал, пожалуй, один из самых «русских» районов нашей страны. Хотя он известен под разными названиями еще с античных времен, а через его южные отроги перекатывались и ча­стью оседали в них орды кочевников в стремлении с востока на запад, подлинное и прочное его освоение связано именно с русской историей, с открытием его для России новгородскими ушкуйника­ми в XI – XIV вв. с севера, а затем русскими землепроходцами и казаками в XIV – XVII вв. с северо-запада и запада.

Урал – уникальный географический район, ибо он сыграл ог­ромную роль в географическом открытии Земли. Еще античные географы считали Рифейские горы (так они называли Урал), кото­рый они никогда не видели, краем Земли, дикой северной страной, где жизнь практически невозможна. Со временем эти горы стали уже считать не краем Земли, а границей (вернее, одной из границ)

Европы и Азии. Хотя разделение материка Евразии на Европу и Азию очень условно, по поводу проведения границ между ними было сломано немало копий. Для русских Урал первоначально был Камнем, или Каменным Поясом, через который они переваливали в Сибирь. В России Урал, конечно, самый «евразийский» район, ибо через него проходит граница Европы и Азии, и к тому же террито­рия Урала находится частью в Европе, а частью в Азии. Чтобы от­метить это уникальное географическое положение Урала, до 1917 г. и в советское время было поставлено несколько памятных знаков (обелисков) вдоль основных транспортных магистралей, пронизы­вающих Урал с запада на восток.

Урал – понятие «растяжимое», назвать его точные границы в общегеографическом смысле нельзя. В физико-географическом понимании это узкая полоса, протянувшаяся с севера на юг по ме­ридиану, цепь невысоких разрушенных гор, сходящих практически на нет при приближении к Казахскому мелкосопочнику, а в эконо­мико-географическом смысле это, скорее, цепочка промышленных оазисов на севере и решетка полос хозяйственного освоения (про­мышленного и сельскохозяйственного) вдоль транспортных маги­стралей и месторождений полезных ископаемых. Лишь на крайнем юге, южнее Челябинска и в Оренбургской области, где горы прак­тически исчезают, и начинается знаменитая Оренбургская степь, территории которой заняты зерновыми культурами.

Условность в определении точных географических границ хо­рошо видна, если посмотреть на политико-административные гра­ницы. Принадлежность Екатеринбургской и Челябинской областей к Уралу несомненна, Пермская же область частично (своей север­ной частью) «заходит» на территорию Русского Севера, а Удмур­тия и Башкирия – районы Волго-Камского бассейна – явно тяготе­ют к Поволжью. Курганская область – это начало заболоченной и однообразной Западно-Сибирской низменности, а Оренбургская область практически неотличима от Северо-Западного Казахстана. Что же объединяет Урал в единое географическое целое? Это, ко­нечно, Уральские горы, хотя горами в большей части Уральского хребта их можно назвать относительно.

С Уральскими горами учащиеся уже неоднократно знакоми­лись на уроках физической географии. Поэтому, прежде чем при­ступить к объяснению геологической истории развития Урала, важно создать учебную проблемную ситуацию, которая убедит учащихся в том, что их объём знаний об Урале неполный и отчасти поверхностный, и вызовет познавательную активность, заинтересо­ванность в углубленном изучении природных условий и развития Уральских гор.

Учитель организует беседу по следующим вопросам:

По картам и картинам расскажите о современном рельефе Урала.

Объясните, почему Урал невысокий.

Почему Урал имеет складчато-глыбовое строение?

Почему Урал значительно ниже западного Алтая, несмотря на то что эти горные системы образовались одновременно в гер- цинскую эпоху складчатости?

Объясните, почему на Урале добываются полезные ископае­мые как осадочного, так и магматического происхождения.

Заслушав ответы школьников, учитель делает обобщающий вы­вод о том, что своеобразие рельефа и огромные запасы разнообраз­ных полезных ископаемых на Урале прежде всего объясняются дли­тельной геологической историей развития гор и особенностями про­явления тектонических и внешних рельефообразующих процессов.

Систематизации знаний о геологической истории развития Урала и обучению школьников умениям устанавливать причинно- следственные связи при характеристике формирования рельефа гор помогает заполнение таблицы в процессе объяснения учителя.

Основываясь на знаниях учащихся по физике, учитель может более глубоко рассказать о морозном выветривании. Именно этот процесс становится причиной образования таких микроформ рель­ефа на Урале, как осыпи, россыпи, курумы или «каменные моря».

Объясняя историю формирования Урала, учитель использует геохронологическую таблицу, сопоставляет и анализирует текто­ническую, геологическую и физическую карты; кроме того, необ­ходимо продемонстрировать учащимся образцы горных пород и полезных ископаемых, которые имеются в Уральских горах.

Изучение особенностей климата и других природных компо­нентов на Урале рекомендуется начать с практической работы учащихся по климатическим картам. Цель этой работы:

тренировать умение определять по картам количественные (цифровые) данные, характеризующие климат различных террито­рий;

научить видеть на карте закономерности климатических из­менений на Урале, связанные с изменением широты места и экспо­зиций склонов;

на основании полученных при изучении карты климатиче­ских данных делать выводы о причинах разнообразия климатиче­ских условий на Урале.

Учитель предлагает учащимся следующие задания:

Определите средние температуры июля и января, количество осадков и испаряемость за год.

Вычислите увлажнение для западного и восточного склонов Северного, Среднего и Южного Урала.

Пользуясь картами растительности и почв, определить рас­тительность и типы почв у подножия Уральских гор.

Ответы, полученные с помощью изучения карт, учащиеся запи­сывают в таблицу, которая заранее вычерчивается на доске. Табли­ца систематизирует климатические данные, наглядно демонстриру­ет закономерности климатических изменений на Урале как в ши­ротном, так и долготном (с запада на восток) направлениях, помо­гает понять влияние и ведущую роль климата в развитии и разме­щении растительных и почвенных зон в предгорьях Урала.

В хорошо подготовленном классе учитель может предложить познавательную задачу: «Сопоставьте физическую карту Урала с климатической и установите и объясните, на каком склоне гор бо­лее густая речная сеть». Учащиеся могут самостоятельно ответить на вопрос, если установят связь рек с климатом, рельефом и текто­ническими движениями на Урале в кайнозое.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что на Урале сравнительно мало озер. По происхождению это тектонические ледниковые и карстовые озера. Самое глубокое – озеро Щучье (глубина 136 м).

Современное оледенение на Урале лучше изучить посредст­вом сравнительного анализа физических карт Урала и Кавказа, а также методом самостоятельных логических рассуждений учащих­ся с опорой на ранее усвоенные знания о причинах горного оледе­нения. Учитель уточняет, что на Урале действительно нет площа­дей, занятых ледниками, имеются только «леднички» (длиной 1,5-2 км) в полярной части и Приполярном Урале.

Вспомните, на какой высоте расположена нижняя граница снега и льда на Кавказе.

Какие природные условия способствуют образованию оле­денения в горах?

Объясните, почему на Урале нет оледенения, несмотря на то что он расположен за полярным кругом, где наблюдаются избы­точное увлажнение и продолжительная и холодная зима.

Закрепление материала

Западные склоны Урала сложены главным образом осадоч­ными и метаморфическими горными породами, а восточные скло­ны – магматическими горными породами. На основании этих фак­тов сделайте выводы:

а) Какие тектонические процессы происходили на западном, а какие протекали на восточном склоне Урала?

б) Какие полезные ископаемые в связи с этим сформировались на западном склоне Урала, какие – на восточном склоне Урала?

Обобщив полученные результаты о природных условиях на Урале, ответьте на следующие вопросы:

Почему средние температуры июля на Северном и Южном Урале значительно различаются?

Почему средние температуры января на Северном и Южном Урале различаются незначительно, несмотря на то что Урал протя­нулся с севера на юг на 2000 км?

Почему на западных и восточных склонах Урала выпадает различное годовое количество осадков?

Как увлажнение на западных и восточных склонах отражает­ся на характере растительности и почвах на Северном и Южном Урале?

Сделайте выводы о том, под влиянием каких природных фак­торов на Урале сформировались разнообразные климатические ус­ловия.

На западном склоне Урала речная сеть развита значительно лучше, чем на восточном склоне; реки многоводные, величина го­дового стока рек Северного и Среднего Урала сравнительно посто­янна; для рек характерны резкие повороты. Объясните особенности рек западного склона Урала.

Подведение итогов урока

Домашнее задание: § 32, нанести на контурную карту объекты номенклатуры, подготовить сообщение о природных уникумах Урала.