Ц е л ь: развивать умения различать существительные первого склонения, сравнивать ударные и безударные окончания существительных первого склонения.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
1. Знакомство с новыми словарными словами.
1)
? Лексическое значение записано на доске: – разговор, обмен мнениями.
Отгадайте з а г а д к у и запишите отгадку:
Мирный, тихий разговор
Я веду с соседом.
Нет волненья, ясен спор –
Теплится… (беседа).
? Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.
Слово образовалось из слов без и сида – «скамейка». Изначально беседа – «сидение вне дома», затем – «разговор во время такого сидения».
– Запишите поговорку, вставьте пропущенные буквы. Объясните ее смысл.
Б..седа д..рогу к..р..тает, а песня – р..боту.
2)
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-нибудь.
? Этимология. Происхождение слова объясняет учитель.
Слово пришло в начале XVIII века из французского языка и означало «записка».
3) .
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– здание для обслуживания пассажиров.
Ребус разгадывают учащиеся и записывают ответ в тетрадях.
? Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Лет триста назад в Лондоне дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и назвала его «Вокс-холл», то есть «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. В конце XIX века слово воксхолл, или коксал, стало значить «концертный зал на железнодорожной станции». В русском языке слово превратилось в вокзал и стало обозначать здание для пассажиров.
4)
? Лексическое значение слова записано на доске.
– собрание однородных предметов.
5) .
? Лексическое значение слова объясняет ученик.
– 1) успех в бою; 2) успех в соревнованиях.
– Подберите к данному слову синонимы и антонимы.
(Синонимы: победить – одолеть, взять верх.
Антонимы : победа – поражение, проигрыш.)
6)
? Лексическое значение слова записано на доске.
– сельскохозяйственная машина, которая отделяет зерно от шелухи.
2. С л о в а р н ы й д и к т а н т.
Учащиеся записывают слова под диктовку и обозначают род имен существительных.
Завод, металл, библиотека, электричество, железо, хозяйство, адрес, инженер, иней, автомобиль, костер.
II. Формирование новых знаний. Ознакомление с существительными 1-го склонения.
Выполнение упражнения 41.
– Что общего у этих существительных? (Единственное число, именительный падеж.)
– Какие окончания у этих существительных?
– Прочитайте сведения о языке на с. 85. К какому склонению относятся эти существительные?
Н а д о с к е записаны словосочетания.
Пробежал через рощу, висит на стене, пригнул к земле, подошел к папе.
– Подчеркните существительные. Обозначьте их падеж. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, относятся ли они к 1-му склонению?
– Прочитайте правило в рамке на с. 86. Верно ли вы рассуждали?
III. Первичное закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 42 самостоятельно с последующей проверкой.
IV. Сравнение ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 43.
– Рассмотрите таблицу. Что содержится в таблице?
– Какое склонение у данных существительных? Почему вы так думаете?
– На какую часть слова падает ударение?
– В данной таблице просклоняли существительные 1-го склонения с ударными окончаниями.
– Прочитайте задание под таблицей.
2. Упражнение 45 учащиеся выполняют по заданию учебника.
– Что общего у данных существительных? (1-е склонение, женский род.)
– Чем они отличаются? (Типом основы. Луна, Земля – ударные окончания, Венера, певунья – безударные.)
– Сравните написание ударных и безударных окончаний имен существительных. Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте правило в рамке на с. 89. Верно ли вы предполагали?
V. Закрепление.
1. Учащиеся выполняют письмо по памяти по тексту упражнения 44.
Предварительная подготовка учащихся включает:
1) Прочтение стихотворения.
2) Нахождение существительных 1-го склонения в Д. и П. падежах.
3) Запоминание одного отрывка для записи.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие существительные относятся к 1-му склонению?
– Как проверить правописание безударных окончаний существительных 1-го склонения?
Домашнее задание: упражнение 46.