Урок 42. Нравственные категории и добродетели

0
350

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Демокрит

Цели: ознакомить с основными понятиями; закрепить умение работать с первоисточниками.

Ход урока

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План

1. Структура нравственных категорий.

2. Добро и зло.

3. Добродетель и порок.

4. Стыд.

5. Свобода.

6. Милосердие.

Изучение нового материала происходит путем организации работы с текстом учебника. Учащиеся читают соответствующий пункт параграфа учебника и затем рассказывают о сущности понятий, которые содержатся в учебном тексте.

Для проверки .материала учитель предлагает выполнить задания 1-8 к параграфу 14 (Кравченко).

III. Закрепление изученного материала

– Бывают ли «плохие хорошие» или «хорошие плохие» поступки?

– Нужно ли и для чего выяснять истинные причины поступков людей?

– Можно ли совершать безнравственные поступки из благих побуждений?

– Человеческая память – это благо или наказание? Домашнее задание

1. § 14 (Кравченко).

2. Задания на выбор:

а) написать эссе «Почему из сходных ситуаций один человек выходит с желанием творить добро, а другой – с ненавистью к окружающим?»;

б) подобрать пословицы и поговорки о нравственных категориях и подготовить выступление на тему «Какую роль играет устное народное творчество в воспитании нравственности?»;

в) подготовить выступление на тему «Кумиры… Нужны ли они человеку?»

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

Звучит запись песни В. Высоцкого «Я не люблю» либо кто-то из детей или учитель читает одноименное стихотворение.

II. Изучение нового материала

План

1. Структура нравственных категорий.

2. Основные нравственные категории.

1. Структура нравственных категорий

По ходу объяснения учителя учащиеся записывают основные положения.

Нравственные категории – это нравственные нормы, нравственные ценности, нравственные качества, нравственные принципы, нравственные идеалы.

Нравственные категории могут быть позитивные и негативные.

Идеал, принцип, моральное сознание.

2. Основные нравственные категории

Учитель организует работу по группам. Учащиеся читают обучающие тексты и отвечают на вопросы.

Карточка 1

Прочитайте тексты. Сравните их, ответив на следующий вопрос: что в нашей жизни является вечным, а что – преходящим? Предложите свой вариант заповедей человечности.

Библия. Глава 20. Десять заповедей

И изрек Бог все спова сии, говоря:

1 (3). Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2(4). Не делай себе кумира.

3(7). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4(8). Помни день субботний, чтобы святить его.

5(12). Почитай отца твоего и мать твою.

6(13). Не убивай.

7(14). Не прелюбодействуй.

8(15). Не кради.

9(16). Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10(17). Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

Весь народ в страхе отвечал: «Все, что заповедал Господь, мы будем хранить и исполнять». Моисей поднялся на гору и оставался там 40 дней и ночей. И Господь дал ему каменные скрижали, на которых Сам начертал десять заповедей.

Десять заповедей человечности

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Д.С. Лихачев

Карточка 2

Прочитайте предложенные тексты. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как понимает Д.С. Лихачев, что такое добро?

2. Какова взаимосвязь добра и нравственности?

3. Что такое настоящая доброта?

4. Можно ли унизить человека добротой?

5. Есть ли различие между добротой и добродетелью, злом и пороком?

К моим читателям

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло – бродит общество. Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков. Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено самое доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения. Добро выше практической нужды!

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности. Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь.

Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества. И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества».

Д.С. Лихачев

Ни о чем не жалейте Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось,

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья,

Если даже за все вам – усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

А. Дементьев

Карточка 3

Прочитайте предложенные тексты. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое малая родина?

2. Для чего она нужна человеку?

3. Согласны ли вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?

4. Есть ли у вас малая родина? Что она значит для вас?

5. Любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?

Что в слове, что за словом?

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей малой родине. Ее сменить нельзя.

Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: одна половина от родителей и половина от взрастившей нас земпи. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Пер-

вые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки… Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничаньем родина приводит и к духовному и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

Черты малой родины и дух ее, хоть в городе она, хоть в деревне, заметны всегда. Потому что малая родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека…

В. Г. Распутин

Слово о малой родине

Те, кому пришлось уехать (по самым разным причинам) с родины (понятно, что я имею в виду так называемую малую родину), – а таких много, – невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть…

Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люб-. лю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…

Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли наши предки, живет с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

В.М. Шукшин

Учащиеся читают текст учебника (с. 114—115 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

1. В чем заключается общее и различное между стыдом и совестью?

2. Что значит жить по совести?

III. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает послушать стихотворение Ю.Д. Левитан-ского и ответить на вопрос: какие строки содержат главную идею урока.

Падают листья осеннего сада, в землю ложится зерно.

Что преходяще, а что остается -знать никому не дано.

Беглый мазок на холсте безымянном, вязи старинной строка.

Что остается, а что преходяще -тайна сия велика.

Пламя погаснет, и высохнет русло, наземь падут дерева.

Эта простая и мудрая тайна вечно пребудет жива.

Так отчего так победно и громко где-то над талой водой -все остается! все остается! -голос поет молодой?

И отчего так легко и звеняще в гуще сплетенных ветвей -непреходяще! непреходяще! -юный твердит соловей?

Домашнее задание

1. § 14 (Кравченко).

2. С. 365-367 (Боголюбов).

3. Подготовить выступление (тема по выбору):

• «Разрушение личности». Как понять это выражение0 Что может быть причиной разрушения личности?

• Почему за жизненные уроки мы не всегда получаем хорошие отметки?

• Что такое нравственный выбор?

• «Кошкам не нравятся осторожные мыши», – утверждает американский критик Генри Менкен. Ваше отношение к этой идее.

Дополнительный материал Феномен толерантности

Мы предлагаем рассматривать толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным. Принятие – это положительное отношение к его инаковости. Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения…

Следует обратить особое внимание на то, что здесь толерантность определяется через ценностное отношение к людям. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.

Проблема соотношения патриотизма и толерантности

Традиционно патриотизм и толерантность считались взаимосвязанными. Так, например, еще замечательный русский философ И.Ильин писал: «.. .Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы».

Нет также оснований говорить о патриотизме и толерантности как о взаимоисключающих качествах. Следует различать узконациональный патриотизм и то, что Ж.Ж. Руссо называл «гражданской ре-, лигией». Речь идет о чувстве гордости и трепетном отношении гражданина к традициям, идеалам, ритуалам, памятным датам, знаковым фигурам – вненациональным, общегосударственным и общегражданским, объединяющим, а не разъединяющим людей по культурной принадлежности. Именно такой, государственно-общественный, а не этнокультурный патриотизм может культивировать любовь к стране, многокультурной по составу и плюралистической по организации.

Проблема границ толерантности

Более конструктивно подошел к этой проблеме американский философ М. Уолцер. Индивидуальный выбор человеком приемлемых для него культурных форм поведения, а также свободное отождествление себя с той или иной культурой может быть объектом толерантности. Принуждение же человека к соблюдению тех или иных культурных норм со стороны группы – нет. Группы, культивирующие нетерпимое отношение к другим, могут пользоваться толерантным к себе отношением, но до тех пор, пока они не претендуют на власть и не посягают на права остальных. М. Уолцер, как видим, придерживается известного принципа: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Проблема факторов, препятствующих развитию толерантности

Во-первых, это социально-политические факторы. В современной России отсутствуют более или менее устоявшиеся традиции свободы, плюрализма, уважения прав другого. Это следствие особенностей исторического развития России.

Во-вторых, это социально-психологические факторы. В последнее время еще сохраняется в массовом сознании россиян чувство «национального унижения и самоуничижения»… Следствием этого является популярность националистических и экстремистских идей, и прежде всего среди молодежи. Е.А. Ямбург назвал это «срывами человеческого духа», периодически возникающими на национальной, конфессиональной, идеологической почве.

В-третьих, это социально-педагогические факторы, господствующее в обществе отношение к детству и особенно подросткам, когда дети выступают в роли культурного меньшинства.

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

Условно мы выделили четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, высокий и невысокий уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании призна

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь