Урок № 41: Океаны у берегов Южной Америки. История открытия и исследования.

0
560

Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях географического положения Южной Америки, с историей открытия и исследований материка;

2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Физическая карта Южной Америки. 3. Картина «Пролив Магеллана»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Географическое положение материков южного полушария (материк Гондвана раскололся на Южно-Американскую, Африкано-Аравийскую, Индостанскую, Австралийско-Антарктическую плиты, открылось дно Атлантического и Индийского океанов, позже Африкано-Аравийская и Индостанская плиты присоединились к Евразии, а Южно-Американская через Панамский перешеек – к Северной Америке; сходства – на большей части Южной Америки, Африки и Австралии – высокие температуры в течение всего года, самые широкие участки материков – в субэкваториальных и тропических широтах, пересекаются тропическим кругом; различия – Австралия – самый сухой и жаркий, Антарктида – самый холодный материк (на территории южного полярного круга, толщина льда 4000 м); экватор пересекает Африку посередине, а Южную Америку – в северном полушарии; в Африки климатические пояса повторяются два раза; в Африке – самая большая пустыня; особенности географического положения материков формируют различные природные условия – от вечной зимы Антарктиды до вечного лета других материков)

  2. Рельеф (преобладают равнины, соответствующие древним гондванским платформам, на которых выступают кристаллические породы щитов (остаточные плоскогорья; на выровненных впадинах – плоские равнины; горные системы на побережье – Анды, Атласские горы, Большой водораздельный хребет; в местах столкновения плит вулканические пояса, глубинные разломы – разъединилась Аравия и Африка, образовалось Красное море, полоса разломов заполнена Африканскими озерами; побережья мало расчлененные, мало заливов; доказательство единства материков в прошлом – живой мир)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности)

2. Искажений больше на (мировой карте)

3. Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы)

4. Самая большая по площади природная зона (пустыня)

5. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население (стран Центральной и Южной Европы)

6. Максимум осадков в полупустынной зоне приходится на (весну и начало лета)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Назовите яркие особенности материка Южная Америка. Какова конфигурация материка?

V.Объяснение новой темы.

  1. Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель – 1054 м, Титикака на высоте 3812 м, глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо – 6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина 9000 км, эстуарий Ла-Плата, длина 320 км, ширина 220 км; г. Аконкагуа – 6960 м; полуостров Валдес – 40 м ниже мирового океана)

  2. Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом)

  3. Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки – Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров; в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения)

  4. История открытия и исследования (Колумб в августе 1498 г. достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; Америго Веспуччи в 1499 г открыл Венесуэлу, а в 1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию; Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в 1874 г; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)

VI.Усвоение новой темы.

1. Анхель – самый высокий водопад в мире. Его географические координаты (5°с.ш. и 68°з.д.)

2.Самое большое высокогорное озеро в мире (Титикака)

3. Индейцы – коренное население (Америки)

VII.Домашнее задание. Стр. 136 0- 147, § 37, конт. карта

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Южная и Северная Америка составляют часть света Америку. Форма материка похожа на треугольник, простирающийся с субэкваториального пояса северного полушария до умеренного пояса южного полушария. Материк полностью расположен в западном полушарии. В Южной Америке еще много мест, куда не ступала нога человека, не изучена природа, полная тайн. До сих пор ожидают своих исследователей непроходимые зеленые леса, величественные вершины Анд, богатый животный мир.