Урок 40. Тема «Морфологический разбор деепричастия»

0
610
алгоритмы

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершен­ный – с, несовершенный – н.)

II . Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие»

Опираемся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы:

– Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?

– Что общего у деепричастия и причастия и чем они отлича­ются?

– Какую роль играют деепричастия в тексте?

Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»

1. Так как морфологический разбор деепричастия не представ­ляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику:

В качестве примеров для разбора предложим им найти деепри­частия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).

2. Упражнение письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают дее­причастия устно.

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие

III . Выполнение упражнений

1. Упражнение

Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно

в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепри­частиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому жедействующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

Домашнее задание1. §26.

2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с дее­причастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.