Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный – с, несовершенный – н.)
II . Изучение темы «Деепричастие как часть речи»
1. Слово учителя.
. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие»
Опираемся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы:
– Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?
– Что общего у деепричастия и причастия и чем они отличаются?
– Какую роль играют деепричастия в тексте?
Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»
1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику:
В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).
2. Упражнение письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие
III . Выполнение упражнений
1. Упражнение
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно
в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому жедействующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
Запишем исправленные варианты:
2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.
Домашнее задание1. §26.
2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.