Урок 40 (практикум) АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ С. А. ЕСЕНИНА

0
986
числа

Урок 40 (практикум)
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ С. А. ЕСЕНИНА

Цель: проверить в ходе практической работы умение учащихся самостоятельно работать с текстом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют свои символы, комментируют получившиеся работы.

II. Практическая работа (можно дать предварительное домашнее задание – прочитать названные стихотворения, подумать над их образами и идейным содержанием).

Вариант I

Анализ стихотворений «Береза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Неуютная жидкая лунность…» (1925).

Задания.

1. Прочитайте эти три стихотворения и выпишите «природные» образы.

2. Сравните описание природы в этих стихотворениях.

3. Выпишите библейские, религиозные образы. В каком стихотворении они есть? Подумайте, почему только в этом из трех названных.

4. Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает здесь образ природы.

5. Есть ли в этих стихотворениях связь между природным и социальным миром?

6. Изменилось ли отношение поэта (его лирического героя) к природе?

Вариант II

Анализ стихотворений «Песнь о собаке» (1915), «Мир таинственный, мир мой древний…» (1921), «Русь советская» (1924).

Задания.

1. Прочитайте анализируемые стихотворения и выпишите «животные» образы.

2. Сравните их роли в каждом из стихотворений.

3. Какую тему раскрывает Есенин с помощью образа собаки, ее щенят и других образов в стихотворении «Песнь о собаке»?

4. Как и какими художественными средствами решает Есенин проблему города и деревни, отношения лирического героя к городу и к новой, «городской» России в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…»?

5. Изменилось ли отношение лирического героя к родине в стихотворении «Русь советская»?

6. Как вы понимаете слова поэта «Отдам всю душу октябрю и маю, // Но только лиры милой не отдам»?

III. Итог урока.

11 класс, поурочные планы, русская литература