Цели: сформировать представление о ЭГП США; определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП; показать влияние ЭГП на историческое развитие страны.
Оборудование: настенные карты, атласы, учебники.
Тип урока: урок-лекция с элементами практикума.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Задание 1: Рассмотреть ЭГП США. Дать его экономико-географическую оценку. (Учащиеся, пользуясь картами атласа, дают характеристику ЭГП США. Один из учащихся работает у доски, остальные — в тетрадях. После выполнения задания оно проверяется.)
Задание 2: Работа с картой. Ответьте на вопрос:
1) Какое место по площади занимает США?
2) Какая форма правления в США?
3) Какова форма территориально-государственного устройства в США?
Далее учащиеся знакомятся с историей страны. Работу можно построить в виде лекции учителя либо в форме доклада.
Формирование государственной территории США происходило с XVI по XX век. Выделяются 3 этапа:
1) Первый этап продолжался от начала европейской колонизации до формирования США. В основном события разворачивались на атлантическом побережье будущих Соединенных штатов. Самым старым поселением считается Сент-Огюстин во Флориде, который был основан испанцами в 1565 году. Первое постоянное английское поселение — Джемстаун, возникло на берегу Чезапикского залива, в устье реки Джеймс, в начале XVII века. Фактически оно положило начало английской колонизации на материке Виргинии, а принадлежало Лондонской кампании, которая получила от короля право колонизации новых земель в Америке. Вторая Плимутская кампания, получившая такие же права от короля, снарядила свою знаменитую экспедицию на «Мейфлауре» в 1620 году. Так возникла вторая английская колония на берегу Массачусетского залива. Появилось много городских поселений, среди которых возвысился Бостон. Между двумя английскими колониями обосновались голландцы и шведы. Центром голландских поселений стал Новый Амстердам в устье реки Гудзон. Но эти колонии долго не просуществовали и вскоре здесь обосновались англичане. Новый Амстердам был переименован в Нью-Йорк, так возникла 3-я английская колония.
На западном побережье в это время господствовали испанцы. Они обследовали побережье Калифорнии. Возникли города Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. А на севере продвигались русские. Самая южная фактория Русской Америки была в районе Сан-Франциско.
Внутренние районы изучались испанцами (они побывали в районе Аппалачей, Скалистых гор, Большого каньона), французами (они проникли в район Великих Американских озер, спускались по Миссисипи, объявили эти территории владениями французского короля Людовика под названием Луизиана).
2) Второй этап связан с провозглашением США и достижением ими независимости. Первоначально в состав США входили 13 английских колоний. В 1774 году в Филадельфии собрался 1 континентальный конгресс, который в 1776 году постановил прекратить торговлю с Англией. Здесь же 2-ой Конгресс провозгласил независимость 13-ти колоний и отделение их от Англии (с этим связано появление 13 полос на американском флаге). После завершения войны за независимость здесь была провозглашена поныне действующая конституция США. Стал решаться вопрос о столице. На ее роль претендовали 5 городов. Чтобы уладить разногласия, решили построить столицу посередине между северными и южными штатами, на берегу реки Патомак. Строительство поручили первому президенту США (Джорджу Вашингтону). Архитектором новой столицы был назначен Шарль Ланфран.
3) Третий этап формирования государственности территории США продолжался с нач. XVIII — к. XIX в. На этом этапе происходило быстрое наращивание площади США (см. рис. 1).
В 1803 г. у Франции за 15 млн долларов куплена Луизиана;
1819 г. Испания за бесценок уступила США Флориду;
1845 г. у Мексики в результате войны отторгнуты в пользу США Техас, Нью-Мексико, часть Колорадо, Оклахома, Канзас;
1846 г. по соглашению с Великобританией присоединены Орегон, Вашингтон, Айдахо, Вайоминг;
1848 г. захват у Мексики Невады, Юты, Аризоны;
1867 г. за 7,2 млн. долларов (11 млн. золотых рублей) у России купили Аляску.
Параллельно с захватами, покупками происходило заселение новых земель. Так как не было трансконтинентальных железных дорог, переселение происходило по широтным фунтовым дорогам (тропам: Мормонская, Орегонская). Путешествие сухопутным путем было опасным, поэтому многие путешественники предпочитали морской путь через мыс Горн.
II. Закрепление изученного материала
Учащиеся составляют краткий конспект в тетрадях.
Задание: Составить несколько (5-7) тестовых вопросов по теме урока. Учащиеся работают в парах или мини-группах. Далее группы обмениваются листочками с вопросами и отвечают на них.
III. Домашнее задание
Подготовить тексты докладов: волны миграции, этнический состав населения США.