Урок 4 Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5–8 КЛАССАХ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

0
370
метод печати

Цели: обобщить изученный в 5–8 классах материал; акцентировать внимание учащихся на устной и письменной речи; повторить сведения о монологе и диалоге.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, целей, задач.

1. Беседа с классом .

– Какая наука изучает законы языка?

– Из каких разделов состоит грамматика?

– Что изучает морфология?

– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?

– Что изучается в синтаксисе?

– Синтаксис какого предложения мы изучали в 8 классе?

– Что такое пунктуация?

2. Анализ упр. 1, с. 8 учебного пособия, работа с таблицей.

Задание. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

3. Повторение сведений о монологе и диалоге.

1) Что такое диалог?

Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему. Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).

На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.

2) Составьте небольшой диалог на тему «Первое сентября».

3) Что такое монолог?

Монолог (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам. В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.

Например :

«Подумать только, как быстро летит время!

Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы». (Н. Носов)

III. Зрительный диктант.

Выполнение упр. 13, с. 10.

IV. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 7, 8, с. 8–9.

Подготовить устное сообщение на тему: «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 1, 2.

Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь