Урок 4 Тема: Ценности поколений

0
888
страны мира

Цели урока:

ознакомление учащихся с понятием «ценности поколений»;

привитие детям уважительного и почтительного отношения к старшему поколению, его ценностям и традициям.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение-тренинг, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница».

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, мои милые юные друзья! Мне радостно видеть вас всех. Снова на уроке «Самопознание» мы все вместе собрались для того, чтобы поразмышлять над смыслом жизни, познать самого себя, а также ценности старшего поколения. Встанем в круг радости. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала мы поздороваемся как сверстники, затем – как взрослые, с такой интонацией, как если бы мы здоровались с дедушками и бабушками.

2. Поговорим

Почувствовали ли вы какую-нибудь разницу? А какую? А почему? (Ответы детей).

Люди всего мира ценят самые важные и главные общечеловеческие ценности: любовь, правда, ненасилие, правильное поведение, мир. Поэтому, для каждого человека на Земле, независимо на каком материке Земли он живет, важны эти ценности.

Сегодня мы с вами поговорим о ценностях поколений.

Подумайте и расскажите, кого мы называем таким необыкновенным словом «старшее поколение»? (Ответы детей).

Сегодня мы поговорим на особую тему. «Азбука» предлагает нам подумать и поразмышлять над понятием «ценности поколений». А для этого послушайте одну замечательную сказку татарского народа.

3. Чтение произведения. Татарская сказка «Мудрый старик». Беседа

Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил старых людей и приказывал убивать всех, кому исполнилось семьдесят лет. «Всё равно от них нет никакой пользы», – говорил при этом безжалостный падишах.

В столице падишаха жил в это время один юноша. У него был семидесятилетний отец. Юноша очень любил отца и спасал его от казни. Он следил, чтобы дедушка никому на глаза не попадался. Каждый вечер юноша приходил к отцу и рассказывал обо всём, что видел и слышал за день. Вот однажды пришёл юноша к отцу, и отец спросил его:

– Что нового на свете, сынок?

– Сегодня днём, – начал свой рассказ юноша, – падишах со своими визирями пришёл на берег реки. Увидел он на дне реки сверкающий драгоценный камень и приказал достать его. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули – увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его визири не могут узнать, где же находится камень.

– Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? – спросил дедушка.

– Есть. Ветви его свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный камень, – сказал юноша.

– А нет ли на том дереве гнезда? – снова спросил дедушка.

– Есть.

– Ну, так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отражение, – уверенно сказал дедушка.

Наутро собрались падишах с визирями на берегу реки, смотрят – камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули – нет ничего! Стоят визири, ничего понять не могут. Тут подошёл к падишаху юноша, поклонился и говорит: – Позволь, великий падишах, слово молвить: не ищите камень в воде. Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите.

Падишах только бровью повёл – кинулись к дереву визири и через минуту принесли ему драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. Удивился падишах.

– Считаетесь вы людьми учёными, а оказались глупее этого юноши! – упрекнул он своих визирей.

А у юноши он спросил:

– Кто тебе рассказал об этом?

– Я сам догадался, — ответил юноша.

Визири затаили против юноши злобу. И то сказать – опозорил их перед падишахом! И решили визири сжить юношу со свету. Пришли они к падишаху и сказали:

– Джигит-то хвастается, говорит: «Я всё на свете могу отгадать». Позволь, падишах, показать ему двух жеребцов, одинаковых по виду. И пусть он, не подходя близко к ним, отгадает, который жеребец молодой, который – старый.

– Хорошо, – согласился падишах. Призвал он юношу и говорит:

– Приди сюда завтра, мы тебе покажем двух жеребцов, а ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который – старый.

Поклонился юноша и, печальный, вернулся домой. Дома он опять пришёл к отцу и молча сел около него.

– О чём думаешь, сын мой? – спрашивает дедушка.

– Ты, отец, правду сказал о драгоценном камне: его нашли в птичьем гнезде! Теперь падишах задал мне другую задачу. – И юноша рассказал отцу, какую задачу придётся ему завтра разгадывать.

– Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, – успокоил его отец. – Ты пойдёшь завтра к падишаху и, когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает – издали начнёт приплясывать, а старый только головой поведёт и молодому дорогу уступит.

На другое утро пришёл юноша на падишахский двор. Через некоторое время падишах со своими визирями туда же вышел. Махнул падишах рукой – вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает.

– Вот этот жеребец молодой, а тот – старый, – уверенно сказал юноша.

Не успел юноша отгадать эту загадку, как визири приготовили ему новую. Они велели обтесать два одинаковых бревна, а юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое – от нижней.

Печальный вернулся юноша домой. Пришёл к отцу и рассказал про новую загадку.

– Не горюй, сынок, – успокоил его отец, – разгадать эту загадку нетрудно. Ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпиленное от нижней половины, одним концом опустится в воду.

Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место, а там лежат два одинаковых бревна. Падишах сказал юноше: – Вот тебе два бревна. Ты к ним не прикасайся, но отгадай, какое отпилено от верхней половины дерева, какое – от нижней.

– Опустите оба бревна в воду, – сказал юноша.

Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое – наполовину погрузилось в воду.

– Вот это – верхняя часть дерева, это – нижняя, – уверенно сказал юноша.

Удивился падишах и спрашивает: – Кто тебя научил этому?

– Я сам догадался, – отвечает юноша.

– Нет, ты ещё слишком молод и неопытен и не можешь всё знать, – сказал падишах. – Говори правду: кто тебя научил? Если не скажешь, прикажу тебя казнить!

«Что будет, то и будет – скажу правду», – подумал юноша и признался:

– Меня научил отец, которому исполнилось семьдесят лет. Я прячу его, чтобы уберечь от смерти.

– Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься! – сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

Какая это сказка: веселая, грустная, забавная?

А события: задорные, печальные, смешные, поучительные?

Какой урок дан в сказке?

Какое чувство заставило юношу не подчиниться указу царя?

Почему царь изменил свое решение?

Как вы думаете, что является самым большим счастьем для отца юноши? (Ответы детей со ссылкой на текст сказки).

Молодцы, ребята! Вы правильно подчеркнули главную мысль сказки. Когда мы говорим о ценностях поколений, то мы говорим о старшем поколении. Старшее поколение – это наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Они обладают большой мудростью, большим опытом. Ведь они прожили на свете дольше вас. Они знают о жизни не понаслышке. Они многое видели, слышали, прочувствовали. К тому же они заботятся о вас и любят вас. Поэтому стараются советовать своим детям только то, что принесло бы им счастье. Их советы – это ценности. Когда старшие советуют, подсказывают, рассказывают, нужно всегда прислушиваться к их словам.

4. Творим в тетради

Поработаем на страничках нашей тетради. Откройте ее. Внимательно прочитайте, как разъясняет «Азбука» понятие «ценности поколений». «Ценности поколений – это духовная ценность. Честь, достоинство, отвага, мужество, смелость, мудрость и трудолюбие – это ценности поколений». (Дети работают над определением. Запоминают эту духовную ценность).

В тетрадочке предлагается интересное задание, которое называется «Что всего милее для меня?» (Задание 1). Выполните его. (Дети работают в тетради. Рассказывают о выполненном задании. Обмениваются впечатлениями).

5. Упражнение «История из жизни наших родителей»

Сейчас мы сядем в тесный, дружественный круг. С помощью волшебного клубка (мяча, бусинки и т.д.) мы начнем вести особый разговор. Каждый в кругу, у кого находится волшебный предмет, по очереди расскажет удивительную или забавную историю из жизни ваших родителей. Давайте я начну: « Вот однажды…»

6. Домашнее задание

Прочитайте в «Азбуке Самопознания» рассказ В.А.Сухомлинского «Доброго здоровья, дедушка!» и подумайте над вопросами.

В тетради «Моя помощница» выполните Задание 2.

7. Круг «От сердца к сердцу»

Ребята! Мне очень понравился наш сегодняшний урок «Самопознание». Вы – молодцы. Вы очень хорошо поработали. Я очень надеюсь, что с урока вы уйдете только с хорошими и добрыми мыслями. Давайте поделимся нашими чувствами и словами друг с другом. А для этого закончим предложение: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что мои бабушка и дедушка – замечательные люди!», «Сегодня я ухожу с урока с мыслью, что …» (Дети продолжают).

Замечательно, ребята! Я уверена, что вы все вырастете заботливыми и отзывчивыми людьми. Будете уважать старших, почитать их, их требования, взгляды, позиции, ценности/советы. Я надеюсь, что этот урок обязательно поможет вам оценить усилия, труды, заботу старшего поколения, значимость тех знаний и ценностей, которыми они владеют и щедро делятся с нами – их потомками. Старайтесь учиться у своих родителей. Прислушивайтесь к их советам. Помните, они никогда ничего плохого не пожелают своим детям.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса