Урок 4. Россия на карте мира. Заселение территории

0
230

Цели: Дать знания о заселении России с VIII по XX вв. Познакомить с пробле­мами русского населения в странах ближнего зарубежья. Развивать учебные навыки работы с картами и текстом учебника.

Оборудование: Политико-административная карта России

Ход урока

Проверка домашнего задания

Что изучает экономическая и социальная география России?

Каковы задачи географической науки? (Описание территории (создание об­раза территории России и ее частей); объяснение процессов, которые проис­ходят на этой территории, составление прогноза развития; управлять про­цессами, происходящими на этой территории, создание новых объектов, вы­бор места для строительства нового города, дороги, завода и т. д.)

Объясните слова знаменитого русского географа Н. Н. Баранского: «То, что есть везде (как воздух), в географии не должно быть нигде». (В ходе ответа необходимо указать только то, чем данная страна или территория отлича­ется от других стран или от другой территории, т. е. показать своеобразие страны.)

Почему население страны должно иметь четкий «образ страны»? (Каждый че­ловек должен представлять, в какой стране, области, республике, городе, селе он живет. Как говорил Ю. К. Ефремов: «Знаю и люблю, люблю и знаю. И тем полней люблю, чем лучше знаю…». Без знания своей Родины не может быть человек ее патриотом. Невозможно любить то, чего не знаешь.)

Объясните слова русского историка В. О. Ключевского: «История России – это история страны, которая колонизуется!» (Страна, которая расширяет свои границы за счет присоединения, заселения и освоения новых земель.)

Изучение нового материала

Сегодня мы изучим, как шло заселение России, ее «колонизация» по выражению В. О. Ключевского, где «истоки» Руси, как заселяется Россия в XX веке, какие про­блемы русского населения возникли в связи с распадом СССР в конце XX века. По­нять географию России, своеобразие ее экономики и расселения населения невоз­можно, не обратившись к истории заселения государства.

(Работа учащихся может сопровождаться выполнением графоконспекта на контурной карте.)

Заселение современной Центральной России (междуречье Волги и Оки) нача­лось славянами в VIII-IX веках. Заселение шло с центра славян – Киевской Руси.

Вопрос: Назовите из курса истории известные вам племена славян этого периода и укажите на карте территорию, на которой они проживали. (Работа с картой.)

В XIII в. – формируется центр русских земель с главным городом – Москвой. Русские заселяют северные и северо-восточные территории европейской части: бас­сейны рек Северной Двины, Печоры, Камы и выходят к Белому морю.

Вопрос: Кто является основателем города Москва и в каком году произошло ее основание? (Юрий Долгорукий, 1147 год.)

В XVI в. – были присоединены к России Казанское и Астраханское ханства. В состав России были включены бассейн Волги, Урал.


Россия стала многонациональной страной, на ее территории проживали кроме пра­вославных русских, мусульмане (т. е. народы, исповедующие ислам), татары, башки­ры, а также удмурты (вотяки), марийцы (черемисы), чуваши, мордва, большей частью исповедующие анимализм, поклоняющиеся духам (дух леса, дух воды и т. д.).

Вопрос: Какую оценку дал известный географ В. П. Семенов-Тянь-Шанский вы­ходу Московского государства к Волге? (Он считал, что на берегах Волги жизнь народа нашла тот богатырский размах, который позволил русским переселиться за Урал и за короткое время выйти к берегам Тихого океана, что никогда и никакому народу не удаваюсь.)

В 1581 году отряд русских под предводительством Ермака пересек «Камень», так тогда называли Уральские горы, и вышел к просторам Сибири. А уже в 1639 году русские вышли к берегам Охотского моря.

Сибирь (Шубур) была очень слабо заселена. Она была присоединена к России, но массовое ее заселение еще не происходило. Коренное население – ханты, манси, эвен­ки, ненцы и др. – были преимущественно охотниками и платили дань пушниной.

Вопрос: Вспомните других первопроходцев Сибири. (Иван Москвитин, Курбат Иванов, Василий Поярков.)

В XVII – к России был присоединен Крым, и началось массовое заселение Но­вороссии. А на Кавказе Россия вела войны с мусульманскими народами, которые не хотели переходить под владычество России.

Вопрос: Вспомните, в каких произведениях описываются события войн на Кав­казе? (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Кавказский плен­ник», «Хаджи-Мурат», В. Пикуль «Баязет».)

Россию не только заселяли, но и исследовали.

Вопрос: Вспомните русских географов, путешественников, внесших значитель­ный вклад в изучение Урала, Сибири и Дальнего Востока. (Н. М. Пржевальский, К. И. Арсеньев – исследовали Уссурийский край; П. П. Семенов-Тянь-Шанский – ис­следование Средней Азии; академик Владимир Обручев – исследование Восточной и Северо-Восточной Сибири; Павел Черский, Мавра Черская – исследование Северо- Восточной Сибири; С. Крашенинников, Владимир Атласов – исследование Камчат­ки; В. В. Докучаев – изучение почв России, особенно «царя почв» – чернозема; В. Н. Татищев – изучение Урала, картографирование России.)

Сельскохозяйственное освоение Сибири началось в XIX веке, а в XX веке при­няло уже широкие масштабы, особенно после строительства транссибирской желез­ной дороги. Увеличился приток наеления, заселялись земли, обладающие высоким плодородием.

Вопрос: Вспомните, с чем было связано массовое переселение крестьян на вос­ток? (Отмена крепостного права дала возможность уйти от помещиков, а прави­тельство предоставляло льготы крестьянам, которые ехали в Сибирь и на Даль­ний Восток.)

На запад расселение происходило гораздо медленнее и в меньших масштабах, так как эти территории уже были заселены давно и имели высокую плотность насе­ления. Это территории современных республик Прибалтики, имеющие крупные порты – Рига, Таллин (Ревель), Лиепае.

Исключение составил город Санкт-Петербург, строительство которого привлек­ло сюда огромное количество русских. Построенный «на костях и на болоте», он на 200 лет стал столицей России.

Вопрос: Какую роль играли крупнейшие приморские города этого региона для России? (Они являлись связующим звено со странами Западной Европы и Америки.)

Периферия России заселялась русскими рабочими в период «политики инду­стриализации национальных окраин» России. Так русские появились в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, Грузии, на Украине и в других республиках быв­шего СССР. Русскими рабочими и инженерами были построены сотни заводов, фаб­рик, электростанций в более отсталых республиках Средней Азии и Закавказье, на Украине и в Молдавии.

Вопрос: Какие из бывших республик СССР входят сегодня в состав СНГ? Пока­жите их на карте. (Работа с картой.)

После распада в 1991 году Советского Союза и образования на ее бывшем про­странстве новых государств русские оказались в тяжелом положении. В странах Прибалтики, например, был принят один государственный язык. Там до сих пор живут русские, не имеющие гражданства страны по причине незнания языка. Герои Отечественной войны, сражавшиеся с фашистскими оккупантами, объявлены врага­ми. Ветеранов войны судят, как предателей.

Проводится политика «вытеснения» русских. Враждебное отношение местного населения в Казахстане вынудило уехать в Россию тысячи русских. Националисты Украины с лозунгом «Москали, геть домой» (особенно антирусские настроения сильны в Западной Украине) вынуждают уезжать с обжитых мест русскоязычное население. Этих людей называют «вынужденными переселенцами». Им помогают в решении жилищных вопросов и проблем трудоустройства.

Государство заинтересовано в заселении сельских районов, т. к. за последние 50 лет в процессе урбанизации большое число жителей сел и деревень переселилась в города. Многие деревни исчезли, а в оставшихся «демографическая ситуация» не­благоприятна из-за преобладания в них пожилых людей. Необходимо омолодить село, влить свежие силы. К тому же решить проблему с жильем в сельской местно­сти проще.

Вопрос: Кто приехал в Россию из других республик? Каковы причины их пере­езда в Россию? А кто приехал с Севера? Почему?

Закрепление

Где был первый центр русского государства? (Киевская Русь.)

В каком направлении происходило расселение славян в XIII-IX вв. (На север и северо-восток.)

Какую роль по выражению В. П. Семенова-Тянь-Шанского сыграл выход рус­ских к Волге? («На берегах Волги народная жизнь нашла богатырский размах, который позволил ей переселиться за Урал, в Сибирь и дойти до Тихого океана.)

Чем отличалось заселение Сибири в XVI-XVII вв. от заселения в XIX-XX вв.? (В XVI1-XV1I веках шло заселение северных территорий Сибири охотниками за пушниной, а в Х1Х-ХХ вв. – шло сельскохозяйственное заселение юга Сибири.)

Кто в 1581 г. пересек Уральские горы? (Ермак.)

Что называли «диким полем»? (Слабо освоенные земли к югу от Оки, подвер­гавшиеся набегам кочевников.)

К чему привела политика «индустриализации национальных окраин»? (К при­току русских в республики СССР и резкому подъему промышленного потен­циала.)

Какое положительное значение может иметь приток русских из республик Ближнего Зарубежья? (Он может изменить демографическую и социальную ситуацию в Центре России, территории с длительным оттоком молодого активного населения, в результате которого произошло старение населения.)

В чем проблемы русских, проживающих в ближнем зарубежье?

Домашнее задание

По уч. А.: §2, ответить на вопросы;

По уч. Д.: §4, вопросы для самооценки.

Подготовка учениками сообщения об одном или нескольких известных геогра­фах на выбор.

Для любознательных

Как вы относитесь к распаду Советского Союза. Какие отрицательные послед­ствия распада вы видите? Как относятся к распаду СССР ваши родители?

Россия – «собирательница земель», как вы рассматриваете длительный и труд­ный процесс заселения территории России? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этого процесса?

Проследите на своей семье, на своих родственниках, как шло заселение Рос­сии на нескольких поколениях.

В последнее время в Россию идет приток русского населения. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этого процесса?

Изучите, как шло заселение вашей республики, области, края, района, города.

Определите, что означают названия рек, городов, сел вашей местности.

Отражается ли в топонимах история освоения и заселения вашей местности?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь