Цели: подвести учащихся к пониманию ответственности человека за свои поступки перед обществом и государством; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (правонарушение, деяние, преступление, проступок, юридическая ответственность, административное право, уголовное право, наказание), таблица, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 3 и № 4
КАРТОЧКА № 3
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое мера свободы?
– Почему важно уметь правильно использовать свои права и уважать права других людей?
– Какие права должен иметь каждый человек?
– Что такое категорический императив?
– В каких международных и российских правовых документах закреплены права человека?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 4
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– В чем сходство и различие позитивного и естественного права?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что такое естественное право?
– Может ли государство гарантировать человеку его естественные права?
– Что такое правовой идеал?
– Почему не все страны закрепили естественное право в своих законах?
– Когда встречаются естественное и позитивное право?
– Всегда ли совпадают право и закон?
– Какие законы называют «драконовскими»?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Подберите пары.
1. Трудовое право – …
2. Семейное право – …
3. Конституционное право – …
4. Гражданское право – …
5. Административное право – …
а) нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления;
б) нормы, регулирующие сферу имущественных отношений;
в) отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений;
г) отрасль, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека;
д) отрасль, регулирующая сферу отношений между супругами, родителями и детьми.
(1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.)
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
– Прочитайте отрывок из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца».
С к о м о р о х-п о т е ш н и к. Зовет царь стрельца, удалого молодца. Ишо не дал задание, а уж сердит заранее. Руками сучит, ногами стучит, очами вращает – в обчем, стращает. Уж так ему охота извести Федота, что ажно прямо в костях ломота!..
Царь. Раздобудь к утру ковер –
Шитый золотом узор!..
Государственное дело, – Расшибись, а будь добер!
Чтоб на ем была видна,
Как на карте, вся страна,
Потому как мне с балкону Нет обзору ни хрена!
Не найдешь чаво хочу, – На башку укорочу,
Передам тебя с рассветом Прямо в лапы палачу! [52]
– Ответьте на вопрос: какие права и свободы человека нарушаются в сказке? (Право человека на жизнь, свободу, свободное выражение мысли.)
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
– Что такое право? (Право – совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдете которых обеспечивается мерами государственного воздействия.)
– Назовите отрасли права, существующие в России? (Например: гражданское, уголовное, административное, семейное.)
– Какие права человека относятся к естественным правам? (Право на жизнь, свободу, на частную собственность и др.)
– Как государство регулирует меру свободы человека? (С помощью законов.)
– Что такое позитивное право? (Позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя.)
– Кто первым ввел понятие правового государства? (И. Кант.)
– Как мы понимаем значение категорического императива? (Под значением категорического императива обычно понимают независимость закона, равенство всех людей перед законом.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 3 и 4, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Правонарушение.
2. Правовая ответственность.
3. Административное право. Административное правонарушение.
4. Уголовное право.
Задача для учащихся: выяснить, почему и как общество реагирует на антиобщественные деяния.
1. Знакомство учащихся с новыми терминами
Учебник 1 (с. 184—186) или учебник 2 (с. 117-124).
Задание для учащихся: выписать термины и признаки правонарушений (см. пункт оформление доски). Чем преступление отличается от проступка?
2. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должно быть записано:
Деяние – действие (бездействие); правонарушение; преступление; проступок.
Признаки правонарушений:
• опасное для общества поведение;
• нанесение кому-либо вреда;
• нарушение нормы закона.
Основная отличительная черта преступления – особая общественная опасность, особый вред. Государство запрещает его, применяя наиболее суровые наказания.
Проступок – правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности. За проступок предусматриваются наказания неуголовного характера.
3. Рассказ учителя о видах правовой ответственности
(в объеме учебника 1 (с. 186-187))
Задание для учащихся: выписать из рассказа учителя виды правовой (юридической) ответственности.
Вариант ответа в тетради:
Правовая ответственность:
а) внутреннее качество гражданина, уважение человека к праву и правовому закону в сознательном и добровольном соблюдении требований права;
б) применение мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.
Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная ответственность.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника в группах
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1
Административное право
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: в каких сферах жизни общества осуществляется административная (управленческая) деятельность? Заполните таблицу (см. под карточкой). На какие виды делятся нормы административного права?
Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфере охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.
Справка
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений – органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Нормы административного права включают правила организации (создание, реорганизация, ликвидация) государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих; нормы, обеспечивающие соблюдение и охрану общественного порядка и т. д.
Нормы административного права регулируют отношения между различными субъектами управления: соподчиненными (вышестоящие и нижестоящие органы: например, министерство и областное управление); несоподчиненными (например, между двумя министерствами); между органами управления и государственными предприятиями и (министерство и унитарное предприятие- завод, комбинат); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственным и хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (партиями, ассоциациями и т. д.); между субъектам и исполнительной власти и гражданами.
Административно-правовое регулирование общественных отношений осуществляется методом юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Отсюда – принципиальное неравенство участников административных правоотношений (в отличие от участников гражданско-правовых отношений). Однако граждане тоже могут быть субъектами административноправовых отношений, если не находятся в устойчивых правовых отношениях с данной организацией, т. е. не обязаны подчиняться управленческим распоряжениям в силу служебных обязанностей. Речь идет о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. [40, с. 10-11]
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2
Административные правонарушения и административная ответственность
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: какую правовую ответственность за совершенные административные правонарушения несут люди их совершившие? Составьте схему, приведите примеры (см. под карточкой).
Справка
Административное правонарушение – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административных правонарушений:
1) деяние (действие или бездействие);
2) его противоправность;
3) его виновность;
4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями;
5) административная ответственность за деяние, предусмотренное законодательством.
В особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:
• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений ит. д.);
• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
• в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);
• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
• посягающие на институты государственной власти (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава- исполнителя, незаконные действия по отношению к государственным символам РФ и т. д.);
• против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной власти и т. д.);
• посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в не отведенных для этого местах и т. д.);
• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.
Административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. При малозначительности административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. [40, с. 11-12]