Урок 4. Правовая ответственность

0
181

Цели: подвести учащихся к пониманию ответственности че­ловека за свои поступки перед обществом и государством; про­должить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать вос­питанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (правонарушение, деяние, преступление, проступок, юри­дическая ответственность, административное право, уголовное право, наказание), таблица, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 3 и № 4

КАРТОЧКА № 3

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в об­ществе?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое мера свободы?

– Почему важно уметь правильно использовать свои права и уважать права других людей?

– Какие права должен иметь каждый человек?

– Что такое категорический императив?

– В каких международных и российских правовых документах закре­плены права человека?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 4

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– В чем сходство и различие позитивного и естественного права?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что такое естественное право?

– Может ли государство гарантировать человеку его естественные права?

– Что такое правовой идеал?

– Почему не все страны закрепили естественное право в своих за­конах?

– Когда встречаются естественное и позитивное право?

– Всегда ли совпадают право и закон?

– Какие законы называют «драконовскими»?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Подберите пары.

1. Трудовое право – …

2. Семейное право – …

3. Конституционное право – …

4. Гражданское право – …

5. Административное право – …

а) нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления;

б) нормы, регулирующие сферу имущественных отноше­ний;

в) отрасль права, регулирующая сферу трудовых отноше­ний;

г) отрасль, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым поло­жением человека;

д) отрасль, регулирующая сферу отношений между супру­гами, родителями и детьми.

(1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.)

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе

– Прочитайте отрывок из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца».

С к о м о р о х-п о т е ш н и к. Зовет царь стрельца, удалого мо­лодца. Ишо не дал задание, а уж сердит заранее. Руками сучит, ногами стучит, очами вращает – в обчем, стращает. Уж так ему охота извести Федота, что ажно прямо в костях ломота!..

Царь. Раздобудь к утру ковер –

Шитый золотом узор!..

Государственное дело, – Расшибись, а будь добер!

Чтоб на ем была видна,

Как на карте, вся страна,

Потому как мне с балкону Нет обзору ни хрена!

Не найдешь чаво хочу, – На башку укорочу,

Передам тебя с рассветом Прямо в лапы палачу! [52]

– Ответьте на вопрос: какие права и свободы человека наруша­ются в сказке? (Право человека на жизнь, свободу, свободное выражение мысли.)

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Что такое право? (Право – совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдете которых обеспечивается мерами государственного воздействия.)

Назовите отрасли права, существующие в России? (На­пример: гражданское, уголовное, административное, семейное.)

Какие права человека относятся к естественным правам? (Право на жизнь, свободу, на частную собственность и др.)

– Как государство регулирует меру свободы человека? (С по­мощью законов.)

Что такое позитивное право? (Позитивное право – действу­ющие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя.)

– Кто первым ввел понятие правового государства? (И. Кант.)

Как мы понимаем значение категорического императива? (Под значением категорического императива обычно пони­мают независимость закона, равенство всех людей перед законом.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 3 и 4, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Правонарушение.

2. Правовая ответственность.

3. Административное право. Административное правонару­шение.

4. Уголовное право.

Задача для учащихся: выяснить, почему и как общество реа­гирует на антиобщественные деяния.

1. Знакомство учащихся с новыми терминами

Учебник 1 (с. 184—186) или учебник 2 (с. 117-124).

Задание для учащихся: выписать термины и признаки пра­вонарушений (см. пункт оформление доски). Чем преступление отличается от проступка?

2. Проверка записей в тетрадях

В тетрадях должно быть записано:

Деяние – действие (бездействие); правонарушение; преступ­ление; проступок.

Признаки правонарушений:

• опасное для общества поведение;

• нанесение кому-либо вреда;

• нарушение нормы закона.

Основная отличительная черта преступления – особая обще­ственная опасность, особый вред. Государство запрещает его, при­меняя наиболее суровые наказания.

Проступок – правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности. За проступок предусматриваются наказания неуголовного характера.

3. Рассказ учителя о видах правовой ответственности

(в объеме учебника 1 (с. 186-187))

Задание для учащихся: выписать из рассказа учителя виды правовой (юридической) ответственности.

Вариант ответа в тетради:

Правовая ответственность:

а) внутреннее качество гражданина, уважение человека к праву и правовому закону в сознательном и добровольном соблю­дении требований права;

б) применение мер государственного принуждения за совер­шенные правонарушения.

Виды юридической ответственности: уголовная, администра­тивная, гражданская, дисциплинарная ответственность.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника в группах

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Административное право

Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учеб­ника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над мате­риалом распределите между собой):

Задание для учащихся: в каких сферах жизни общества осуществля­ется административная (управленческая) деятельность? Заполните табли­цу (см. под карточкой). На какие виды делятся нормы административного права?

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфе­ре охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.

Справка

Административное право – отрасль права, регулирующая об­щественные отношения, возникающие в процессе организации и ис­полнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений – органы исполнитель­ной власти и иные исполнительные органы. Нормы административ­ного права включают правила организации (создание, реорганизация, ликвидация) государственных органов, обязанности и права этих ор­ганов и их служащих; нормы, обеспечивающие соблюдение и охрану общественного порядка и т. д.

Нормы административного права регулируют отношения ме­жду различными субъектами управления: соподчиненными (вы­шестоящие и нижестоящие органы: например, министерство и об­ластное управление); несоподчиненными (например, между двумя министерствами); между органами управления и государствен­ными предприятиями и (министерство и унитарное предприятие- завод, комбинат); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственным и хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединения­ми (партиями, ассоциациями и т. д.); между субъектам и исполни­тельной власти и гражданами.

Административно-правовое регулирование общественных отно­шений осуществляется методом юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Отсюда – принципиальное неравенство участников административных правоот­ношений (в отличие от участников гражданско-правовых отношений). Однако граждане тоже могут быть субъектами административно­правовых отношений, если не находятся в устойчивых правовых отношениях с данной организацией, т. е. не обязаны подчиняться управленческим распоряжениям в силу служебных обязанностей. Речь идет о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. [40, с. 10-11]

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Административные правонарушения и административная ответственность

Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учеб­ника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над мате­риалом распределите между собой):

Задание для учащихся: какую правовую ответственность за совер­шенные административные правонарушения несут люди их совершившие? Составьте схему, приведите примеры (см. под карточкой).

Справка

Административное правонарушение – посягающее на государ­ственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, ви­новное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная от­ветственность. Признаки административных правонарушений:

1) деяние (действие или бездействие);

2) его противоправность;

3) его виновность;

4) причинная связь между противоправным деянием и его вред­ными последствиями;

5) административная ответственность за деяние, предусмотренное законодательством.

В особенной части Кодекса РФ об административных правона­рушениях предусмотрены различные виды административных пра­вонарушений. К ним, в частности, относятся:

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений ит. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благопо­лучие населения и общественную нравственность (потребле­ние наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих ве­ществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природо­пользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движе­ния на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная про­дажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• посягающие на институты государственной власти (воспре­пятствование законной деятельности судебного пристава- исполнителя, незаконные действия по отношению к государ­ственным символам РФ и т. д.);

• против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослу­жащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной власти и т. д.);

• посягающие на общественный порядок и общественную безо­пасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в не отведенных для этого местах и т. д.);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязан­ностей по воинскому учету, уклонение от медицинского об­следования и т. д.

Административная ответственность за административные пра­вонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. При малозначительности административ­ного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. [40, с. 11-12]

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь