Урок 4. ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

0
759
информатика

Цели: расширить знания о трех периодах развития языка; создать условия для формирования умения соотносить понятия «период» и «возникновение языка»; навыков исследовательской деятельности; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

установите причины;

предположите закономерность;

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

Тест на проверку усвоения материала урока (дается учителем либо обучающимися – авторами презентации). Ниже предложен примерный тест по материалам из «Истории развития русского языка».

1. Русский язык обрел статус учебного предмета*:

а) в 1689 году;

б) в 1786 году;

в) в 1903 году;

г) в 1917 году.

2. Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке считается:

а) «Азбука» И. Федорова;

б) «Категории» Аристотеля;

в) «Кратил» Платона;

г) «Грамматика Пор-Рояля» А. Арно, К. Лансло.

3. До XVIII века буквари, азбуки в России составлялись:

а) на русском языке;

б) церковно-славянском языке;

в) латинском языке;

г) древнерусском языке.

4. Европейский автор знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.:

а) Клод Лансло;

б) Антуан Арно;

в) Томас Эрфуртский;

г) Федор Поликарпов.

5. Центром языкознания в XIX веке являлась страна:

а) Англия;

б) Россия;

в) Германия;

г) Франция.

6. Знаменитый лингвист, распространивший философские учения И. Канта и Г. Гегеля на сферу языка:

а) А. Шлейхер;

б) В. Гумбольдт;

в) А. Востоков;

г) К. Беккер.

7. У истоков формирования общественных представлений о русском языке стоял:

а) М. Ломоносов;

б) Ф. Соссюр;

в) К. Ушинский;

г) Ф. Буслаев.

8. Основатель славянской филологии:

а) Н. Курганов;

б) А. Востоков;

в) П. Соколов;

г) М. Ломоносов.

9. В какой период отечественной истории русский язык фактически исключен из учебных планов:

а) с 1880–1899 годы;

б) 1804–1828 годы;

в) 1900–1917 годы;

г) 1800–1867 годы.

10. В какой период происходит наибольшее совершенствование курса русского языка (XIX век):

а) с 20-х гг.;

б) 30-х гг.;

в) 50-х гг.;

г) 80-х гг.

11. Какие направления выделились в российском языкознании к концу XIX века?

а) логико-грамматическое;

б) лексическое;

в) психологическое;

г) формально-грамматическое.

12. Выделите правильные условия, или «источники речи», в теории К. Д. Ушинского:

а) физический источник;

б) мимический источник;

в) психический источник;

г) опыт, приобретаемый в процессе деятельности.

13. Автором книг «Родное слово», «Детский мир» является:

а) Л. Н. Толстой;

б) П. Ф. Каптерев;

в) В. И. Водовозов;

г) К. Д. Ушинский.

14. Основателем яснополянской школы является:

а) Н. Корф;

б) К. Ушинский;

в) Л. Толстой;

г) Ф. Буслаев.

15. Звуковой метод обучения грамоте в России впервые предложил:

а) П. Каптерев;

б) Л. Толстой;

в) К. Ушинский;

г) И. Срезневский.

16. «Энциклопедию семейного воспитания и обучения» издавал:

а) Я. Коменский;

б) П. Каптерев;

в) И. Сикорский;

г) И. Потебня.

17. Под «обучением русскому языку» в начале XX века понималось:

а) обучение грамоте;

б) обучение чтению и письму;

в) обучение разговорной речи;

г) обучение рассказыванию.

18. Составителем букваря «Русская грамота» является:

а) Е. И. Тихеева;

б) Л. Н. Толстой;

в) К. Д. Ушинский;

г) Н. Корф.

Ключи к тесту: 1) б; 2) в; 3) б; 4) в; 5) в; 6) б; 7) а; 8) б; 9) б; 10) б;

11) а, в, г; 12) а, в, г; 13) г; 14) в; 15) в; 16) б; 17) а, б, в, г; 18) а.