Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучаемые вопросы
Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности человека на Земле.
Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Изложение учебного материала
1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет.
В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.
Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.
Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.
В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Концепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.
Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности .конкретного события и его возможные последствия.
2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности: безопасность, жизненно
важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопасности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, национальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуация.
Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.
3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:
локальные;
местные;
территориальные;
региональные;
федеральные;
трансграничные.
Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвычайных ситуаций.
В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты
В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.
Контрольные вопросы
В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?
Какие ситуации относят к опасным и какие — к экстремальным?
Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?
Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?
Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?
Домашнее задание
Изучите § 2.1 учебника.