Цели урока: показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; сформировать знания о ходе эволюции в процессе антропогенеза, о роли социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека; показать вклад Ч. Дарвина в разработку проблемы происхождения человека.
Оборудование: рисунки и бюсты древних людей, черепа человека и его предков, таблицы из серии «Происхождение человека», схема «Родословная человека», портрет Ч. Дарвина.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Систематическое положение человека. Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков (работа у доски).
Фронтальная работа с классом. Составьте сниквейн о Ч. Дарвине и сниквейн понятия:человек.
Правило составления сниквейна:
В сниквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Первый сниквейн учащиеся составляют вместе с учителем, второй – выполняют самостоятельно.
Дарвин 4. Выяснил причины эволюции живого.
Трудолюбивый, обстоятельный. 5. Гений.
Путешествовал, наблюдал, анализиро-
вал.
Пример сниквейна о человеке.
Человек.
Разумный, говорящий.
Думает, трудится, уничтожает.
Творец.
Учитель (или учащиеся с помощью учителя) актуализируют основные мысли предыдущих уроков, необходимые для изучения новой темы.
Изучение новой темы
«Что представляли собой предки современного человека и современных человекообразных обезьян?»
Учитель. Современная точка зрения на происхождение человека сформировалась лишь в середине XIX в.
Многочисленные легенды указывали на то, что человек был вылеплен из глины, другие – что он вырезан из дерева или вытесан из камня, возник из-под земли, превратился из животных (волка, медведя, обезьяны и т. п.). Разнообразные версии появления человека предполагали существование высшего существа — Бога, который одномоментно создал человека, определил раз и навсегда строение его тела, руководит им в течение жизни и забирает к себе после смерти.
Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин. Он пришел к выводу, что человек — неотъемлемая часть живой природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории.
Что такое эволюция?
Какие вы знаете факторы эволюции?
Что является результатом эволюции? (Отвечает ученик, получавший индивидуальное домашнее задание.)
Итак, эволюция животного мира, образование новых видов животных происходит под влиянием изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Результатом эволюционных процессов является многообразие видов и их приспособленность к среде обитания. (На доске из готовых блоков строится часть схемы факторы антропогенеза). На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, Ч. Дарвин обосновал идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка.
fa Антропогенез (от греч. antropos – человек, genesis — происхождение, возникновение) – происхождение человека, становление его как вида.
Согласно теории, выдвинутой Ч. Дарвиным, человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка. К настоящему времени обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых форм — промежуточных между предком обезьян и современным человеком.
Предки человека, которые вели древесный образ жизни, обладали специфическими особенностями, получившими развитие у человека.
Что это за особенности?
Хватательные движения предопределили строение кисти с противопоставленными первыми пальцем.
Развитие плечевого пояса, позволяющего совершать движения с размахом до 180°.
Относительно широкая грудная клетка и уплощающаяся в спинно-брюшном направлении.
Передвижение по деревьям в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с необходимостью быстрой ориентировки привело к сильному развитию головного мозга.
Появление бинокулярного зрения, вызванное необходимостью точного определения расстояния при прыжках.
Ограничение плодовитости.
Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов и некоторые другие.
Некоторые группировки (популяции) этих древесных обезьян (дриопитеков), видимо, положили начало эволюции человека с его предшественника – австралопитека.
В ходе изучения этапов эволюции человека важно обратить внимание на черты усложнения организации тела, в том числе и на изменение черепа.
Учитель обращает внимание учащихся на морфологические особенности черепа приматов.