Урок 39 ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

0
534

Урок 39 образ россии в лирике М. Ю. Лермонтова

Цели: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.

1. Выступления учащихся.

2. Слово учителя.

Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?

Россия в поэзии Лермонтова… Сравните его стихотворения, посвященные родине.

В ранней лирике:

– родина – земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»);

– ощущение дисгармонии («Монолог»);

– образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»);

– отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»);

– обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…»).

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.

3. Анализ стихотворений.

1) «Прощай, немытая Россия».

– В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?

– Проанализируйте эпитет «немытая Россия».

– Какую черту империи автор отмечает как главную?

– Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?

2) «Родина».

– Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».

– как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.

– Какой ритм придал поэт последующим строкам? Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?

– Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?

До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!

После войны на Кавказе (1840 г.) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом – «Родина» (1841 г.), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу («бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще непривычна и поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».

В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет…

«Родина» – образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни – такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого шести- и пятистопного ямба на самый привычный – четырехстопный.

II. Итог урока.

Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений; отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».

«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.

Домашнее задание:

1) стихотворение «Родина» наизусть;

2) подготовить комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.), «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.);

3) индивидуальное задание: история создания стихотворения «Ветка Палестины».

поурочные планы, 9 класс, литература