Урок 39 образ россии в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
1. Выступления учащихся.
2. Слово учителя.
Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?
Россия в поэзии Лермонтова… Сравните его стихотворения, посвященные родине.
В ранней лирике:
– родина – земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»);
– ощущение дисгармонии («Монолог»);
– образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»);
– отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»);
– обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…»).
В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.
3. Анализ стихотворений.
1) «Прощай, немытая Россия».
– В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?
– Проанализируйте эпитет «немытая Россия».
– Какую черту империи автор отмечает как главную?
– Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?
2) «Родина».
– Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».
– как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.
– Какой ритм придал поэт последующим строкам? Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?
– Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?
До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!
После войны на Кавказе (1840 г.) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом – «Родина» (1841 г.), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу («бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще непривычна и поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».
В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет…
«Родина» – образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни – такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого шести- и пятистопного ямба на самый привычный – четырехстопный.
II. Итог урока.
Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений; отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».
«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.
Домашнее задание:
1) стихотворение «Родина» наизусть;
2) подготовить комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.), «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.);
3) индивидуальное задание: история создания стихотворения «Ветка Палестины».