Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир.
А. Азимов
Цели: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры; закрепить умение делать выбор в условиях альтернатив.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель рассказывает об особенностях изучения модуля, называет его основные дидактические единицы и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся в процессе изучения вопросов модуля.
II. Актуализация опорных понятий
– Назовите первую среду обитания человека. (Природа, естественная среда обитания.)
– Назовите вторую среду обитания человека. (Культура, искусственная среда обитания.)
– Что входит в понятие «культура»? (То, что создано человеком.)
– Какие две группы ценностей образуют культуру? (Материальные и духовные.)
III. Изучение нового материала
План
1. Понятие «культура».
2. Виды культуры.
3. Функции культуры.
1. Понятие «культура»
– Сравните определения термина «культура» и выделите основные признаки этого понятия.
1. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
2. Культура (cultura (лат.) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.
Таким образом, культура – это все ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.
Культура есть средство отражения окружающего человека мира, который по своей природе противоречив. Какие же противоречия есть в культуре?
1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации (из периода матриархата дошел обычай пропускать женщину вперед. Но все ли мужчины так поступают?).
3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишнее подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся еще более непримиримыми ко злу и убеждаются в необходимости активно противостоять ему).
(В ходе дальнейшей беседы учащиеся должны привести для доказательства конкретные факты.)
2. Виды культуры
Культура как многоуровневая система подразделяется:
• на мировую и национальную, причем лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
• материальную и духовную;
• духовная культура включает в себя философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру.
(Учащиеся приводят примеры каждого вида духовной культуры, а затем характеризуют какой-нибудь памятник культуры с позиции всех видов. Например, творчество Майи Плисецкой – это шедевр национального и мирового уровня, культура эстетическая и художественная, в определенной степени познавательная.)
3. Функции культуры
Функции культуры:
• человекотворческая (способствует миропониманию, воспитанию и социологизации человека). Например, при чтении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» одним интересны искания Наташи Ростовой, других трогает наивность и трогательная беззащитность Пьера Безухова, третьим ближе нравственная позиция Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»;
• информационная (обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации);
• познавательная (стремится создать свою картину мира);
• ценностная (аксиологическая) (показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым);
• нормативная (поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой);
• потребительская (релаксационная) (позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения).
(Учащиеся комментируют каждую функцию примерами, выделяют главную функцию – человекотворческую.)
IV. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает следующие задания для обсуждения.
1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал: «Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим». Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т. п.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?
2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (Попустительство может быть от равнодушия, потворство всегда сознательно.)
3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а также осы, пчелы вооружены столь основательно, что «драка» между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Такие «драки» особенно часты в период свадебного гона. Поэтому у животных и насекомых природа выработала запрет на применение «оружия» во внутривидовых «разборках» – все споры разрешаются на поединках. Австралийский зоолог лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Первобытные люди, по его утверждению, даже кусаться как следует не умели. Но в процессе антропосоциогенеза и дальнейшей эволюции человек стал самым вооруженным видом на Земле.
Можно ли назвать общественную мораль искусственной? Приведите примеры, подтверждающие, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия». Почему бывают исключения?
Домашнее задание
1. § 12, с. 97-98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко).
2. С. 308-310, задания 1-3 (Боголюбов).
3. Эссе:
• «Правду можно выразить многими способами, но правда -одна и извечна» (Иво Андрич).
• «Расплавленный воск догоревшей свечи и сам по себе прекрасен, но проступает в нем и та красота, что тихо мерцала и разгоняла мрак» (Амирэджиби).
Дополнительный материал Как умирают языки
Каждые две недели на планете умирает один из языков, и до конца века может исчезнуть половина существующих наречий мира. «Скорость вымирания языков не имеет прецедентов в истории человечества», – утверждает Дэвид Харрисон, автор книги «Когда языки умирают». Как отмечают лингвисты, 80% народов мира говорят на 80 языках, в то время как 3,5 тысячи языков используются лишь 0,2% населения планеты. Основные регионы, где местные языки находятся на грани исчезновения: Северная Австралия, центральная часть Южной Америки, штат Оклахома и юго-запад США, Командорские, Курильские острова, Камчатка и Восточная Сибирь.