Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.
Ход урока
I. Краткий пересказ произведения.
II. Анализ прочитанного.
Вопросы:
1. Вспомните причину, из-за которой Петя оказался у Беккера. Что так заинтересовало циркача в юном даровании?
2. Опишите внешность Пети. Подумайте, как писатель относится к своему герою?
3. Расскажите, как изображен Беккер в рассказе. Можно ли сказать, что автор симпатизирует ему?
4. Какие чувства испытал Петя при первой встрече с Беккером? Изменились ли они с течением времени?
5. Почему у мальчика ничего не получалось, все учение Беккера давалось с большим трудом? (Клоун Эдвардс говорил: «…страхом и побоями ничего не возьмешь не только с детьми, но даже при обучении собак и обезьян… страх внушает робость, а робость – первый враг гимнаста, потому что отнимает у него уверенность и удаль; без них можно только вытянуть себе сухие жилы, сломать шею или перебить позвонки на спине».)
6. Почему Петя получил прозвище «Гуттаперчевый мальчик»?
7. Почему автор вводит в повествование о жизни Пети рассказ о жизни семьи Листомирова?
8. Смерть Пети – случайность?
III. Устное рисование портретов полюбившихся героев.
IV. Чтение заранее отмеченных понравившихся читателям эпизодов.
V. Рассказ учителя о произведениях русской литературы, в которых шире и глубже будут показаны картины жизни маленьких тружеников XIX столетия: «Плач детей» Н. А. Некрасова, «Бирюк», «Певцы» И. С. Тургенева, «Петька на даче» Л. Андреева, «Купленный мальчик» В. Г. Короленко и другие.
Домашнее задание: прочитать рассказ И. А. Бунина «Косцы».