Урок 39 Д. В. ГРИГОРОВИЧ. «ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ МАЛЬЧИК» (внеклассное чтение)

0
1433

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

I. Краткий пересказ произведения.

II. Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Вспомните причину, из-за которой Петя оказался у Беккера. Что так заинтересовало циркача в юном даровании?

2. Опишите внешность Пети. Подумайте, как писатель относится к своему герою?

3. Расскажите, как изображен Беккер в рассказе. Можно ли сказать, что автор симпатизирует ему?

4. Какие чувства испытал Петя при первой встрече с Беккером? Изменились ли они с течением времени?

5. Почему у мальчика ничего не получалось, все учение Беккера давалось с большим трудом? (Клоун Эдвардс говорил: «…страхом и побоями ничего не возьмешь не только с детьми, но даже при обучении собак и обезьян… страх внушает робость, а робость – первый враг гимнаста, потому что отнимает у него уверенность и удаль; без них можно только вытянуть себе сухие жилы, сломать шею или перебить позвонки на спине».)

6. Почему Петя получил прозвище «Гуттаперчевый мальчик»?

7. Почему автор вводит в повествование о жизни Пети рассказ о жизни семьи Листомирова?

8. Смерть Пети – случайность?

III. Устное рисование портретов полюбившихся героев.

IV. Чтение заранее отмеченных понравившихся читателям эпизодов.

V. Рассказ учителя о произведениях русской литературы, в которых шире и глубже будут показаны картины жизни маленьких тружеников XIX столетия: «Плач детей» Н. А. Некрасова, «Бирюк», «Певцы» И. С. Тургенева, «Петька на даче» Л. Андреева, «Купленный мальчик» В. Г. Короленко и другие.

Домашнее задание: прочитать рассказ И. А. Бунина «Косцы».