Урок 39. Чтение слогов и слов с буквой в
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [в], [в′], букве В в; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Капитаны».
Игра «Доскажи словечко».
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василек).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это я… (ворона).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
Развитие речи учащихся.
а) Составление предложений по картинкам.
Работа по учебнику: с. 74.
Дети рассматривают картинки, составляют предложения к рассказу «Как лиса ловила ворон».
Примерный текст.
КАК ЛИСА ЛОВИЛА ВОРОН
Лиса была голодна. Увидев ворон, она решила поохотиться.
Лиса легла на дороге, притворившись мертвой. Три вороны опустились около нее. Улучив момент, лиса схватила одну из них. Две вороны улетели.
Своей находчивостью и хитростью лиса утолила голод.
б) Работа по картинке, с. 74.
Вопросы:
– Дайте имена девочке и мальчику.
– Что делает девочка?
– Что делает мальчик?
в) Сопоставление выражений:
Лиса ловит ворон.
Мальчик на уроке ловит ворон.
Во втором значении «ловит ворон» – невнимателен, отвлечен от дела, зазевался.
Физкультминутка
1. Разгадывание ребусов, с. 74.
Детям разъясняется принцип разгадывания ребусов.
Слог тык находится внутри буквы а, получается тык в а – отсюда слово тыква. Таким же образом разбираются остальные ребусы.
Ворона, корова, ворота.
На рисунке изображен сук дерева, вместо с вставлена буква л, получается слово лук.
Чтение и анализ слов в столбиках (с. 75), сопоставление их со схемами этих слов, заранее начерченными на доске.
Учитель сообщает, что эти слова встретятся в тексте, который сейчас будем читать.
Читается текст.
Дети отвечают на вопросы:
– Кто вырастил лук? А салат?
– Что еще вырастили дети?
По ответам детей учитель выясняет, как они поняли содержание. Предлагает ребятам подобрать заголовок к тексту, например: «Урожай», «Наш урожай» (варианты детей).
По тексту дается задание:
– прочитать только те слова, в которых встречается буква в. (Какие из этих слов встретились в столбиках?)
– Прочитать слова, в которых есть мягкие согласные звуки (вырастил, Лариса).
Физкультминутка
2. Беседа. Учитель выясняет у детей помогают ли они родителям на огороде и в саду. Что они сажали? Какой получили урожай? (Ответы детей.)
Дети читают предложение на с. 75 и отвечают на вопрос.
Рассматривают рисунки и сообщают, что Ирина и Вова раскрасили не так. (Конь – синий; в природе таких не бывает, может быть только в сказках.)
Чтение учителем стихотворения Б. Заходера, с. 74.
Учитель выясняет, как учащиеся понимают его смысл.
3. Дети повторяют все изученные буквы, которые помещены на «ленте букв», с. 75.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Были ли какие-нибудь затруднения в выполнении заданий?
– Что понравилось? Почему?