Урок 39 «Берегите природу» (внеклассное чтение по произведениям К. Паустовского и М. Пришвина)
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М. Пришвина и К. Паустовского; учить слушать, понимать и ценить родную природу.
Ход уроков
1-й урок
I. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Соревнование знатоков леса.
– Какие деревья селятся в «приболотице» – на краю болота? Какие – на сухих островках в болотном «море»? Почему эти островки называются «бори́́нами»?
– Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?
– Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?
– Где цветет волчье лыко?
– Как возникает болото и почему оно так называется? Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять?
– Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Перечислите их. Какие у них повадки, какие звуки они издают?
3. Чтение и анализ миниатюр М. Пришвина из книги «Лесная капель».
Учитель. М. М. Пришвин – тонкий знаток и ценитель родной природы.
За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени.
– Послушайте несколько миниатюр М. Пришвина из его «Лесной капели».
Подготовленные группы учащихся читают миниатюры, делятся впечатлениями, представляют рисунки.
«Лесная капель»
весна воды
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.
После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.
Последние хрустящие остатки льда на дороге – их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой: на этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.
Ручей и тропинка
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем на северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таежный нетронутый лес.
Светлая капель
Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи, как стекло, со звоном разлетается. Мелкий березняк на фоне темного бора в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде горного ледника, из-под которого, как в настоящем леднике, струится вода рекой, и от этого ледник отступает. Все шире и шире темнеет между ледником и краем крыши полоса нагретого железа. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку, висящую в тени на морозе. От этого вода, коснувшись сосульки, замерзает, и так сосулька утром сверху растет в толщину. Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, мороз исчез, и поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз, и это везде на крышах, и до вечера всюду в городе падали вниз золотые капли.
Далеко еще до вечера стало морозить в тени, и хотя еще на крыше ледник все отступал, и ручей струился по сосульке, все-таки некоторые капельки на самом конце ее в тени стали примерзать, и чем дальше, тем больше. Сосулька к вечеру стала расти в длину. А на другой день опять солнце, и опять ледник отступает, и сосулька растет утром в толщину, а вечером в длину: каждый день все толще, все длиннее.
Первый цветок
Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это прорябило, а это показался первый цветок.
Бедная мысль
Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. Солнце садилось пухлое. Лег спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».
Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи. Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит: там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе, готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда, и вдруг останавливается и улыбается: это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.
Реки цветов
Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.
И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки».
Пень-муравейник
Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками и сохранившие прочную свою форму… Если, однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. И когда почувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранившим обличие пня.
Листопад
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался… Кто боится чего-то в лесу, тому лучше не ходить, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
Парашют
В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Казалось, движение листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик?». И, повинуясь всеобщей просьбе узнать – сам ли собой сдвинулся листик, я пошел к нему и узнал. Нет, не сам собой сдвинулся листик: это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом: на этом листике опустился небольшой паучишко.
Деревья в плену
Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево, пока наконец вершина с тем огромным комом не погрузилась в снег и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.
Весной береза возвратилась к тем елкам, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.
Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.
– Произведение «Лесная капель» имеет и другое название – «Времена года». Как вы думаете, какое из названий больше подходит к нему?
– Какая, по-вашему, связь между сказкой-былью «Кладовая солнца» и «Лесной капелью»?
4. Самостоятельная работа.
Учитель. О родной природе написано много хороших книг, например: К. Паустовский. «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Кот-ворюга»; М. Пришвин. «Этажи леса», «Лесной доктор»; В. Бианки. «На великом морском пути», «Аскыр»; Г. Скребицкий. «От первых проталин до первой грозы».
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитайте 1–2 книги из приведенного выше списка, сделайте краткую запись о книге, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Постарайтесь обосновать свой выбор.
2-й урок
I. Изучение нового материала.
1. Беседа о творчестве К. Г. Паустовского.
Книга о центральной России – «Мещерская сторона», 1937 год.
Краткий пересказ книги подготовленными учащимися.
– Чем достигается поэтичность этих произведений? (Дни и месяцы наблюдений, терпеливое совершенствование мастерства.)
Два цикла рассказов: «Мещерская сторона» и «Летние дни».
Два плана рассказов:
– внешний – событийный;
– внутренний – мотив красоты родной природы.
Рассказ «Бакенщик»: «Учить их стараюсь… уважению к родной земле. Без этого человек – не человек, а труха».
Рассказы настроения, раздумья.
«Ленька с Малого озера».
(Он не приемлет и взрослых, и детей, равнодушных к окружающему, душевно черствых, лишенных чувства прекрасного.)
«Собрание чудес» (1946 г.) и «Колотый сахар» (1939 г.). «Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».
2. Слово учителя.
К. Г. Паустовский – еще и «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Григе, Шопене, Моцарте. В своих произведениях ему удивительно удается слить воедино музыку и слово.
Рассказ «Старый повар» – о Моцарте. Его личность, недолгая жизнь и загадочная смерть до сих пор окутаны тайной. Глубина его музыки, ее динамизм делают его композитором скорее XX века, нежели XVIII, от которого он оторвался и ушел в будущее.
«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт», – так мог сказать о своих ощущениях не один поклонник его таланта. А один из них – дворянин, человек высокой культуры, дипломат Г. В. Чичерин – оставил в своей книге о Моцарте такое признание: «Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни, я ее прожил с ним, самым сложным и тонким, самым синтетическим из всех композиторов, стоявшим на вышке мировой истории, на перекрестке исторических течений и явлений… Лично для меня Моцарт – композитор настоящего и даже единственный вполне настоящий композитор. Мой лучший друг, мой единственный вполне настоящий друг.
У меня были революция и Моцарт».
3. Слушание «Реквиема» Моцарта.
– Что вы можете сказать об этом произведении? (Скорбная, торжественная музыка; встреча композитора с «черным человеком», внезапная смерть; роковое произведение.)
Учитель. Была еще одна незабываемая встреча в жизни Моцарта.
4. Чтение рассказа «Старый повар».
а) Вопросы:
– Кто главный герой рассказа? Моцарт? Старый повар? Музыка, искусство?
– Какой грех лежит на душе старика? (Ради больной жены совершил воровство.)
– Каково его последнее желание?
– В чем смысл слов «Слушайте и смотрите!», обращенных к старику?
– Что происходит с героем? (Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишен всю жизнь.)
– В чем смысл названия рассказа? В нем такая обыденность, приземленность. («Не хлебом единым жив человек».)
б) Выразительное чтение отрывков из рассказа на фоне музыки «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
Учитель. Музыка Моцарта, по мнению многих, близка живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля.
Посмотрим слайды с репродукциями художников эпохи Возрождения и послушаем Моцарта.
– Чем созвучны музыка и живопись? (Одухотворенностью, глубиной, красотой.)
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение о своих наблюдениях природы, придумав ему название.