Урок № 38. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
(Соколова Г. П. Изучение односоставных предложений//РЯШ. 1990. № 4.)
Цели: развить навык самостоятельной работы, закрепить и отшлифовать знания учащихся, приобретенные при изучении всей темы «Односоставные предложения».
I . Задание:
Для анализа учащимся предлагается текст, размноженный на ксерок се или записанный под диктовку. В данном случае это стихотворение
И. А. Бунина «Едем бором, черными лесами», в котором для удобства анализа пронумерованы все предложения.
1) Едем бором, черными лесами.
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет. 4) На горе над нами Лес щетинит новую вершину.
И темным-темно в той новой чаще, Где опять скрывается дорога.
И враждебен мой ямщик молчащий.
И надежда в сердце лишь на бога.
План анализа текста
Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.
Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?
Запишите номер односоставного предложения и его тип.
4) Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.
II . Дополнительные задания для закрепления изученного:
Какое слово надо опустить в предложении Дело обходилось без столкновений (М. А. Шолохов), чтобы оно превратилось в безличное?
Объясните, что это за предложения:
/. Вокруг – ни звука (Печерский). 2. Ничего удивительного. 3. Давно уж заполночь (Ч. Айтматов). Куда подевались сказуемые?
Какими членами предложения являются глаголы в неопределенной форме в предложении Забыто было есть и пить (А. Твардовский)?
Какими членами предложения является слово бездна в следующих примерах:
1. Открылась бездна звезд полна (М. Ломоносов). 2. Бездна звезд на небе (М. Кольцов)?
5. Чем интересен следующий отрывок из стихотворения А. Фета?
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.