Урок 36. Социальный контроль

0
645

Совесть есть закон законов.

А. Ламартин Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цицерон

Цели: ознакомить с формами социального контроля; опираясь на личный опыт учащихся, провести исследование об умении подчиняться социальным нормам.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграфы к уроку и просит сформулировать их общую мысль.

II. Изучение нового материала

План

1. Основные элементы социального контроля.

2. Типология санкций.

3. Контроль и самоконтроль.

1. Основные элементы социального контроля

На доске нарисована схема. Учитель кратко ее комментирует.

Важнейшие элементы социального контроля

• Социальные нормы

• Общественное мнение

• Санкции

• Самоконтроль

• Индивидуальное сознание

2. Типология санкций

Учащиеся самостоятельно изучают текст учебника и таблицу (с. 87 (Кравченко)). Затем выполняют практикум 1,91.

Учитель вызывает наиболее подготовленного учащегося, который рисует схему четырех типов сочетания санкций и устно проговаривает соответствующие примеры. После этого проверяется выполнение заданий практикума.

3. Контроль и самоконтроль

Учитель предлагает прочитать текст учебника (с. 88-90 (Кравченко)) и подготовить ответы на вопросы:

1. Значение внешнего контроля.

2. Значение внутреннего контроля.

3. Чем надзор отличается от контроля?

Через 10 минут учитель проверяет выполнение задания.

III. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагаются следующие задания.

1. Приведите примеры трех разновидностей социальных норм (по вашему выбору).

2. Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших

функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е.

сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет

за собой применение серьезных_(7), например уголовных

или административных.

Правильные ответы: IB, 2Е, ЗБ, 4Д, 5И, 6Ж, 7А.

Домашнее задание

1. С. 87-90 (Кравченко).

2. Практикум 2 (письменно).