Урок № 36. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ -СКАЗУЕМЫМ (закрепление изученного)

0
480
общество

Урок № 36. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ -СКАЗУЕМЫМ (закрепление изученного)

Цели: развить и закрепить понятие «односоставные предложения с главным членом – сказуемым»; дать представление об обобщенно-личных предложениях.

I. Опрос-повторение.

Вопросы:

Какие бывают предложения по характеру грамматической осно­вы? Приведите примеры.

На какие группы делятся все односоставные предложения?

Назовите виды односоставных предложений с главным членом -сказуемым.

4) Какие предложения с главным членом – сказуемым называется
определенно-личными?

•5) Неопределенно-личными?

6) Безличными?

II . Новый материал. Введение понятия «обобщенно-личные предложения» (учащиеся читают самостоятельно примечание на с. 88, &9, или
слушают сообщение заранее подготовленного к уроку ученика).

Дополнительный материал об обобщенно-личных предложениях предлагается в слове учителя:

Некоторые определенно-личные предложения, как ни странно, могут иметь подлежащее. Вдумайтесь в смысл предложений:

/. Ляжешь на траву, вглядишься в голубое небо с плывущими по не­му облаками, и кажется, что ты летишь. 2. Вы приходите к реке, выби­раете место поудобнее, забрасываете удочки. 3. Охотно мы дарим, что не надобно самим (И. Крылов).

Вы, очевидно, обратили внимание, что подлежащие в этих предло­жениях подразумевают не какие-то определенные лица; действия в них относятся ко всем или многим лицам, подлежащее имеет обобщенное зна­чение. Действительно, ощущение полета охватывает каждого, если лечь на спину и всматриваться в плывущие облака. Слова о рыбной ловле относят­ся к любому, кто увлекается ею. Каждый охотно дарит то, что ему самому не нужно. Однако наличие подлежащего в таких предложениях лишь ис­ ключение. Как правило, они содержат только сказуемые.

III . Закрепление изученного. Упражнения.

1. Запишите под диктовку пословицы, обозначив основу. Продолжи­те работу самостоятельно, вспомнив известные пословицы. Отметьте, какая форма глагольного сказуемого способствует обобщенности их содержания.

Пролитую кровь не соберешь. 2. Корабли по суше не ходят. 3. Клади по ягодке – наберешь кузовок. 4. Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон. 5. В чужом хлеву овец не считают.

Аналитическая работа (индивидуально для сильных учащихся):

Как изменится предложение Скоро в магазин привезут новые то­вары, если глагол привезут заменить глаголом поступят!

Сопоставьте два предложения и дайте им синтаксическую харак­ теристику: /. О юности всегда вспоминаешь радостно (Пословица). 2. Воспоминания о юности всегда радостны.

Что надо изменить в предложении В тот ясный, солнечный день все хорошо работали, чтобы превратить его в безличное?

Одинаковы ли в синтаксическом отношении предложения Не нужно золота ему и Не нужно золота ему?

5) Является ли распространенным безличное предложение Пора бы­ло подвести итоги и вынести решение?

IV . Объяснительный диктант.

Учащиеся объясняют орфограммы и пунктограммы. Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, по характеру основы, у односоставных – вид.

ПРОСЁЛКИ

Просёлок – иное дело. Дорога тут ведет тебя не спеша ко всем подробностям жизни. Всего ты можешь коснуться, ко всему как следует приглядеться. Радости и печали тут живут обнаженными рядом с дорогой. Все крупное на земле соединил сегодня асфальт. А деревеньку в четыре двора ты увидишь только тут, у проселка. Из ключа, текущего по шоссе, кто из нас решится напиться? А просёлок может про­ вести тебя к роднику, и ты изведаешь вкус первородной воды, ничем не сдобренной и здоровой. Скрипучий мосток. Проезжая его, прощаешься мысленно с жизнью. Однако ничего, переехали. Стоишь, наблюдаешь, как в омутке играют резвые крас­ нопёрки.

…На просёлке ты можешь остановиться, изумлённый полоской неизвест­ ных, скорее всего, каких-то заморских растений. Батюшки, да это же конопля, кото­ рую сеяли ранее всюду.

.. .За лесом ты опять увидишь на синеющем взгорье светлый шнурочек – до­рога пошла к другой, не знакомой тебе деревне. Ничего любопытного человека не дразнит так сильно, как эти просёлки по древним российским землям. Запахи трав. Урчание лягушек в болотце. Следит за тобою с сухого дерева птица.

На просёлке версты не бывает, чтобы с кем-то не перекинуться словом, а то завяжется разговор – не хочешь расставаться.

В. Солоухин

Вопросы по тексту:

Почему автор использовал преимущественно обобщенно-личные предложения?

Укажите значение личного местоимения ты в тексте.

V .Задание на дом:

упр. 207.