Урок № 36. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ -СКАЗУЕМЫМ (закрепление изученного)
Цели: развить и закрепить понятие «односоставные предложения с главным членом – сказуемым»; дать представление об обобщенно-личных предложениях.
I. Опрос-повторение.
Вопросы:
Какие бывают предложения по характеру грамматической основы? Приведите примеры.
На какие группы делятся все односоставные предложения?
Назовите виды односоставных предложений с главным членом -сказуемым.
4) Какие предложения с главным членом – сказуемым называется
определенно-личными?
•5) Неопределенно-личными?
6) Безличными?
II . Новый материал. Введение понятия «обобщенно-личные предложения» (учащиеся читают самостоятельно примечание на с. 88, &9, или
слушают сообщение заранее подготовленного к уроку ученика).
Дополнительный материал об обобщенно-личных предложениях предлагается в слове учителя:
Некоторые определенно-личные предложения, как ни странно, могут иметь подлежащее. Вдумайтесь в смысл предложений:
/. Ляжешь на траву, вглядишься в голубое небо с плывущими по нему облаками, и кажется, что ты летишь. 2. Вы приходите к реке, выбираете место поудобнее, забрасываете удочки. 3. Охотно мы дарим, что не надобно самим (И. Крылов).
Вы, очевидно, обратили внимание, что подлежащие в этих предложениях подразумевают не какие-то определенные лица; действия в них относятся ко всем или многим лицам, подлежащее имеет обобщенное значение. Действительно, ощущение полета охватывает каждого, если лечь на спину и всматриваться в плывущие облака. Слова о рыбной ловле относятся к любому, кто увлекается ею. Каждый охотно дарит то, что ему самому не нужно. Однако наличие подлежащего в таких предложениях лишь ис ключение. Как правило, они содержат только сказуемые.
III . Закрепление изученного. Упражнения.
1. Запишите под диктовку пословицы, обозначив основу. Продолжите работу самостоятельно, вспомнив известные пословицы. Отметьте, какая форма глагольного сказуемого способствует обобщенности их содержания.
Пролитую кровь не соберешь. 2. Корабли по суше не ходят. 3. Клади по ягодке – наберешь кузовок. 4. Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон. 5. В чужом хлеву овец не считают.
Аналитическая работа (индивидуально для сильных учащихся):
Как изменится предложение Скоро в магазин привезут новые товары, если глагол привезут заменить глаголом поступят!
Сопоставьте два предложения и дайте им синтаксическую харак теристику: /. О юности всегда вспоминаешь радостно (Пословица). 2. Воспоминания о юности всегда радостны.
Что надо изменить в предложении В тот ясный, солнечный день все хорошо работали, чтобы превратить его в безличное?
Одинаковы ли в синтаксическом отношении предложения Не нужно золота ему и Не нужно золота ему?
5) Является ли распространенным безличное предложение Пора было подвести итоги и вынести решение?
IV . Объяснительный диктант.
Учащиеся объясняют орфограммы и пунктограммы. Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, по характеру основы, у односоставных – вид.
ПРОСЁЛКИ
Просёлок – иное дело. Дорога тут ведет тебя не спеша ко всем подробностям жизни. Всего ты можешь коснуться, ко всему как следует приглядеться. Радости и печали тут живут обнаженными рядом с дорогой. Все крупное на земле соединил сегодня асфальт. А деревеньку в четыре двора ты увидишь только тут, у проселка. Из ключа, текущего по шоссе, кто из нас решится напиться? А просёлок может про вести тебя к роднику, и ты изведаешь вкус первородной воды, ничем не сдобренной и здоровой. Скрипучий мосток. Проезжая его, прощаешься мысленно с жизнью. Однако ничего, переехали. Стоишь, наблюдаешь, как в омутке играют резвые крас нопёрки.
…На просёлке ты можешь остановиться, изумлённый полоской неизвест ных, скорее всего, каких-то заморских растений. Батюшки, да это же конопля, кото рую сеяли ранее всюду.
.. .За лесом ты опять увидишь на синеющем взгорье светлый шнурочек – дорога пошла к другой, не знакомой тебе деревне. Ничего любопытного человека не дразнит так сильно, как эти просёлки по древним российским землям. Запахи трав. Урчание лягушек в болотце. Следит за тобою с сухого дерева птица.
На просёлке версты не бывает, чтобы с кем-то не перекинуться словом, а то завяжется разговор – не хочешь расставаться.
В. Солоухин
Вопросы по тексту:
Почему автор использовал преимущественно обобщенно-личные предложения?
Укажите значение личного местоимения ты в тексте.
V .Задание на дом:
упр. 207.