Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

0
581
информация

Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Цели: формировать навыки правописания ниинв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.

Методические приемы: повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, сло­ варная работа, орфоэпическая работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Тихие лестницы освещены фонарями, снятыми со старинных карет.

Комментарий. Каждое слово этого предложения содержит ор­ фограммы. Обозначим их. Определим синтаксическую роль при­ частий (первое – сказуемое, второе – определение). Определим грамматические признаки причастий (оба причастия страдательные прошедшего времени, но первое – в краткой форме).

Найдем глаголы, от которых образованы эти причастия:

осветить (не освещать! т. к. от этого глагола несовершенно­ го вида образуется причастие освещаемый; а глагол осветить, как и причастие освещенный (освещен) – совершенного вида.)

снять.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о правописании гласных в полных и кратких стра дательных причастиях.

Упражнение 112: проверка «по цепочке».

III . Изучение темы «Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени»

1. Объяснение учителя.

Главное в этой теме – научиться различать полные страдатель­ные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагатель­ ные. На слух они часто одинаковы, т. е. являются омофонами. Срав­ ним два словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях:

тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.

В первом случае тушеное – отглагольное прилагательное, во втором тушенное – полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово – мясо. Второе слово, причас­ тие, имеет при себе пояснительные слова, то есть является прича­ стным оборотом: тушенное с овощами.

Если же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является причастием, у него нет пары – омофона-прила­гательного. И не важно, одиночное это причастие или причастие, образующее причастный оборот.

Чаще всего такие причастия имеют приставки: сгущенное моло­ ко, скошенная трава, затраченные средства, заквашенное тесто, постиранное бельё и т. д. Есть немного причастий, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, например, ку­ пить – купленный, решить -решенный.

Надо иметь в виду, что приставка не- не влияет на правописание: некошеная трава – отглагольное прилагательное, скошенная трава – страдательное причастие прошедшего вре­мени, образованное от глагола совершенного вида скосить.

кошенная утром трава- страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола несовершенного вида косить, образующее вместе со словом утром причастный оборот.

Самостоятельное изучение (закрепление) материала – § 21 (с. 55-56).

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложения.

Ул…ца шла до самого края города и кончалась огромной тр.. .ум- фальной аркой засыпа…ой ж…лтыми лист…ями. (В. Пелевин.)

(Улица шла до самого края города и кончалась огромной три­ умфальной аркой, засыпанной желтыми листьями.)

IV . Выполнение упражнений

Упражнение 114: выполняется на доске и в тетрадях.

V . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке (с. 56), в словарики; со­ ставить с ними предложения: жёваный, кованый.

VI . Орфоэпическая работа

Учитель произносит слова, помещенные в рамке (с. 57), ученики хором повторяют, записывают в словарик, поставив ударения:

понявший – понятый, поднявший – поднятый, начавший – на­ чатый.

Домашнее задание 1- §21.

2. Упражнение 115.