Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
Цели: формировать навыки правописания ниинв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.
Методические приемы: повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, сло варная работа, орфоэпическая работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
Тихие лестницы освещены фонарями, снятыми со старинных карет.
Комментарий. Каждое слово этого предложения содержит ор фограммы. Обозначим их. Определим синтаксическую роль при частий (первое – сказуемое, второе – определение). Определим грамматические признаки причастий (оба причастия страдательные прошедшего времени, но первое – в краткой форме).
Найдем глаголы, от которых образованы эти причастия:
осветить (не освещать! т. к. от этого глагола несовершенно го вида образуется причастие освещаемый; а глагол осветить, как и причастие освещенный (освещен) – совершенного вида.)
снять.
II. Проверка домашнего задания
Рассказать о правописании гласных в полных и кратких стра дательных причастиях.
Упражнение 112: проверка «по цепочке».
III . Изучение темы «Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени»
1. Объяснение учителя.
Главное в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагатель ные. На слух они часто одинаковы, т. е. являются омофонами. Срав ним два словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях:
тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.
В первом случае тушеное – отглагольное прилагательное, во втором тушенное – полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово – мясо. Второе слово, причас тие, имеет при себе пояснительные слова, то есть является прича стным оборотом: тушенное с овощами.
Если же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является причастием, у него нет пары – омофона-прилагательного. И не важно, одиночное это причастие или причастие, образующее причастный оборот.
Чаще всего такие причастия имеют приставки: сгущенное моло ко, скошенная трава, затраченные средства, заквашенное тесто, постиранное бельё и т. д. Есть немного причастий, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, например, ку пить – купленный, решить -решенный.
Надо иметь в виду, что приставка не- не влияет на правописание: некошеная трава – отглагольное прилагательное, скошенная трава – страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида скосить.
кошенная утром трава- страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола несовершенного вида косить, образующее вместе со словом утром причастный оборот.
Самостоятельное изучение (закрепление) материала – § 21 (с. 55-56).
Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложения.
Ул…ца шла до самого края города и кончалась огромной тр.. .ум- фальной аркой засыпа…ой ж…лтыми лист…ями. (В. Пелевин.)
(Улица шла до самого края города и кончалась огромной три умфальной аркой, засыпанной желтыми листьями.)
IV . Выполнение упражнений
Упражнение 114: выполняется на доске и в тетрадях.
V . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке (с. 56), в словарики; со ставить с ними предложения: жёваный, кованый.
VI . Орфоэпическая работа
Учитель произносит слова, помещенные в рамке (с. 57), ученики хором повторяют, записывают в словарик, поставив ударения:
понявший – понятый, поднявший – поднятый, начавший – на чатый.
Домашнее задание 1- §21.
2. Упражнение 115.