Урок 36 Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

0
504
информатика

Урок 36 Н. А. некрасов. «русские женщины»

Цели: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.

«Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.

И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.

Демонстрируется портрет поэта.

2. Работа по учебнику (чтение биографии поэта, с. 227–228).

– Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.)

Начав писать вирши (стихи), он всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства.

– Когда вышла первая книга стихотворений Некрасова? (1856 г.)

Многие стихи увидели свет много позже, а классическое «Вчерашний день, часу в шестом…» было напечатано лишь после смерти автора.

Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой на первый взгляд равнодушный рассказ (с. 245 в учебнике):

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И вдруг повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Автор энергичным окликом «Гляди!» заставляет нас перечитать и пережить, передумать все стихотворение.

Повторное чтение стихотворения подготовленным учеником.

3. Беседа по вопросам.

– В чем главная мысль стихотворения? (Муза – вдохновение, покровительница поэта. Поэт дал клятву быть верным народу, «воспламенять бойцов для битвы. К смелым и честным людям, думающим о судьбах страны и народа были обращены эти строки Некрасова: «иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты».)

Учитель. Не мог Некрасов не отразить в своей поэзии событий 25 декабря 1825 г., когда лучшие люди из дворян на Сенатской площади в Петербурге выступили против монархии, против угнетения и тирании. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов повешены, 120 человек отправлены в Сибирь.

Некрасов первым в печати прославил декабристов (поэма «Дедушка»), их самоотверженных жен, пожелавших разделить тяготы жизни со своими мужьями и отправившихся по зову сердца и долга в Сибирь.

4. Анализ глав из поэмы «Русские женщины».

1) Рассматривание портрета (с. 230).

Поэма «Русские женщины» посвящена этим самоотверженным женщинам.

учебник, с. 229. Зачитать слова Герцена.

2) Чтение поэмы «Княгина Трубицкая» учителем.

3) Беседа по вопросам.

– Что мы узнали из первых строк поэмы? (поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом – кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф – подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.

– Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться, слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени, нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью я одела грудь» – силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца, что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, «и выше и трудней», и он зовет ее.

О, видит бог!..

Но долг другой, и выше и трудней,

Меня зовет…)

– Какой же долг ее зовет? (Быть там и с тем, где очень трудно и кому трудно, разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное – своим присутствием убедить, что в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению своего сердца и долга перед Родиной и людьми.)

– Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца. Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, «прождав» два дня, оставила в Иркутске и «помчалась далее одна».)

Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению диалога княгини и генерала, подчеркнув силу духа, мужество, самоотверженность княгини Трубецкой; из учебника истории: познакомиться с материалами о восстании декабристов.