Цели:1. формировать у учащихся понятие о причастном обороте;
2.развивать умение определять причастные обороты в тексте;
3.воспитывать интерес к искусству скифов.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
№ 5, стр.101
3. Изучение нового материала «Морфологический разбор причастия»
1. Слово учителя.
Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятель ных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических при знаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоя тельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника,
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника
Практические задания
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные – в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болель щиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфоло гический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел оси новым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прельюумерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой проре завшее лес. (Ю. Нагибин.) Дополнительное задание:
– Определить художественные приемы, придающие тексту выра зительность. (Отметим обилие определений, выраженных в ос новном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания со гласных) с шипящими ш,ж,щи свистящими з, с, которые пере дают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы .)
.4.Закрепление изученного материала
-Найдите в тексте причастия. Они действительнгы или страдательные?
-Причастия одиночные или с зависимыми словами?
-Какие причастные обороты в тексте обосолены? Почему?
-Какую синтаксическую роль они выполняют?
5. Домашнее задание.
№ 2, стр.104 + правило на стр. 102
6.Итог урока.