Урок 35. Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса

0
923
шрифт

Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изу­чение проблем машиностроения и пути их решения.

Оборудование: Карта «Машиностроение».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промыш­ленности.

Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере евро­пейской части России?

Определите, какие производства лесной промышленности распложены в сле­дующих центрах:

а) Коряжма – (ЦБК);

б) Сегежа – (ЦБК);

в) Сыктывкар – (ЦБК);

г) Москва – (мебельная промышленность);

д) Киров – (мебельная, спичечная);

е) Усть-Илимск – (ЛПК);

ж) Амурск – (ЦБК).

Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:

Изучение нового материала

За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Маши­ностроение – это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1 : 0.98 : 1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем за­ключаются проблемы отечественного машиностроения.

План урока на доске:

Значение отрасли.

Состав машиностроения.

Проблемы машиностроения.

Перспективы машиностроения Россию.

Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?

Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудова­ние заводов и т. д.

Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)

Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростан­ций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.

Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для ук­ладки асфальта и т. д.

Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелеко­палки, сенокосилки.

В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.

Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную трой­ку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в ма­шиностроении.

Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 – это темпы развития экономики страны, 2 – в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 – новые и новей­шие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в

раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1 : 0,98 : 1.

Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:

Низкие темпы роста машиностроения;

4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;

В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;

Низкие темпы обновления продукции;

Низкое качество машин;

Монополизм отрасли.

IV.Закрепление

Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад произ­водства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие техноло­гии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)

Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастер­ства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах рос­та отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)

Каков состав машиностроительного комплекса?

Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)

Каково значение машиностроения?

Что означает формула 1:2:4?

Домашнее задание

По уч. Д.: §17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.

По уч. А.: §31 (вопросы 2, 3,4, 9).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь