Цели: Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изучение проблем машиностроения и пути их решения.
Оборудование: Карта «Машиностроение».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Рассказать о составе и факторах, влияющих на предприятия лесной промышленности.
Почему предприятия лесной промышленности расположены на севере европейской части России?
Определите, какие производства лесной промышленности распложены в следующих центрах:
а) Коряжма – (ЦБК);
б) Сегежа – (ЦБК);
в) Сыктывкар – (ЦБК);
г) Москва – (мебельная промышленность);
д) Киров – (мебельная, спичечная);
е) Усть-Илимск – (ЛПК);
ж) Амурск – (ЦБК).
Проверить схему межотраслевых связей лесной промышленности:
Изучение нового материала
За 10 последних лет выпуск продукции машиностроения снизился на 6%. Машиностроение – это лидер экономики страны. Почему? Что означают формулы 1:2:4, и 1 : 0.98 : 1. Почему японский плуг служит 40 лет, а отечественный 4 года? Нужно ли высшее образование рабочим-машиностроителям?
Итак, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и определить, в чем заключаются проблемы отечественного машиностроения.
План урока на доске:
Значение отрасли.
Состав машиностроения.
Проблемы машиностроения.
Перспективы машиностроения Россию.
Нужна ли эта отрасль хозяйству страны? Каково значение машиностроения?
Учащиеся могут вспомнить о том, что машины нужны многим отраслям. Надо предупредить учащихся о том, что под словом «машина» понимается не только автомашина, но и станки, тракторы, телевизоры, суда, компьютеры, оборудование заводов и т. д.
Для определения значения машиностроения, выясним его состав (уч. А. с. 141; уч. А. с. 95). Назовем отрасли и продукцию этих отраслей. (То, что учащиеся не знают, называет учитель.)
Энергетическое машиностроение выпускает оборудование для электростанций: турбины, реакторы, трансформаторы, генераторы и т. п.
Строительно-дорожное машиностроение производит грейдеры, катки для укладки асфальта и т. д.
Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны, картофелекопалки, сенокосилки.
В результате определения состава отрасли учащиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения.
Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей (машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность), являясь ведущей отраслью. 40% от всех занятых в промышленности работает в машиностроении.
Рассмотрим условия, которые необходимы машиностроению, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где 1 – это темпы развития экономики страны, 2 – в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение, а 4 – новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в
раза быстрее. Например, в 1990 г. это соотношение было 1 : 0,98 : 1.
Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:
Низкие темпы роста машиностроения;
4/5 продукции машиностроения составляет вооружение;
В темпах роста отраслей машиностроения сложились диспропорции;
Низкие темпы обновления продукции;
Низкое качество машин;
Монополизм отрасли.
IV.Закрепление
Какие проблемы стоят перед отечественным машиностроением? (Спад производства, низкое качество машин, старое оборудование, устаревшие технологии, низкое качество металла, низкий уровень квалификации рабочих, высокая доля продукции оборонного значения и необходимость конверсии, монополизм крупных предприятий.)
Каковы пути решения проблем машиностроительного комплекса? (Конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, повышение уровня мастерства рабочих машиностроителей, выравнивание диспропорции в темпах роста отраслей машиностроения, создание новых типов машин, поддержка конкуренции среди предприятий машиностроения и т. п.)
Каков состав машиностроительного комплекса?
Что такое конверсия? (Перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.)
Каково значение машиностроения?
Что означает формула 1:2:4?
Домашнее задание
По уч. Д.: §17. Составьте схему межотраслевых связей машиностроения.
По уч. А.: §31 (вопросы 2, 3,4, 9).