Урок 35
Лирический роман Сергея Есенина
(Жизнь и творчество поэта)
Цели: дать обзорное представление о жизни и творчестве С. А. Есенина; определить основные темы его творчества; отметить всепроникающий лиризм как специфику поэзии Есенина.
Ход урока
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С. Есенин
Учитель. Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе.
Что хотел о себе рассказать Есенин-человек, вы можете прочитать в его автобиографии. «Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах», – признавался Есенин-поэт. Перелистаем вместе страницы лирического романа.
Задание учащимся: слушая выступления одноклассников, отмечать в тетрадях основные темы творчества Есенина.
Ведущий. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», – вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Ведущий. В автобиографическом наброске 1916 года Есенин писал: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет», в доме деда. «Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Дед поэта, Федор Андреевич Титов, по воспоминаниям сестры Екатерины, был особенно нежен к детям: «Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребенку для него было необходимостью. Сергей часто вспоминал свои разговоры с ним… Часто Сергей напевал припев одной из детских песенок, которую ему пел дедушка:
Нейдет коза с орехами,
Нейдет коза с калеными…
Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют».
Ведущий. Много позже, в декабре 1924 года, в «Письме к деду» внук скажет о нем:
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Ведущий. Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:
…И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет… –
читаем в стихотворении «Бабушкины сказки» от 1915 года.
Ведущий. В автобиографии Есенин вспоминал о ней: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Ведущий. Не меньшую, если не большую роль в пробуждении творческих способностей и – шире – в становлении личности Есенина сыграла его мать. Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони… С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…»
Ведущий. Большое значение для начинающего поэта имела встреча с Блоком. Есенин так вспоминал о ней: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».
– А. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…»
Ведущий. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.
Ведущий. Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство к Родине – основное в моем творчестве».
Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая,
Ведущий. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.
Чтец. Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
«Край ты мой заброшенный…»
Ведущий. С родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком».
Ведущий. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Звучит песня «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».
Учитель. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирический роман о себе и своем времени предельно искренен и правдив. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод».
Чтец. Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».
Чтец. Кудрявый веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».
Чтец. Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «…Куда несет нас рок событий…»
Чтец. Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином».
Ведущий. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 1925 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений – они в моих стихах». «…Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души», – сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет – и вы не сможете не согласиться с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:
… Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…
«Снежная замять дробится и колется…»
Ведущий. Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.