Цели: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; помочь учащимся понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.
Эпиграф:
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Пословица
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Знакомство с V главой.
Задание: составить вопросы к прочитанному тексту.
Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.
Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев.
Отличия (сходство) в поведении героев
Жилин |
Костылин |
Подготовка побега |
|
знакомство с местностью, работа над подкопом, прикормка собаки, |
|
Поведение героев на свободе |
|
Тихо полез в дыру, выбрался |
«Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел |
«…Жилин чуть свистнул, кинул |
…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» |
[Жилин] снял сапоги, пошел |
[Костылин] тоже сбросил |
Торопится, так как сбился |
«Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови» |
«…шикнет, шикнет…, |
«…все отстает и охает» |
Затопало в лесу. Спокойно |
«Так и упал со страху» |
Оба устали, а идти надо. «Рассердился … обругал его. – |
«Как хочешь, а я не дойду…» |
Спрятались от конного Татарина |
|
Молчит, старается помочь |
Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих |
«Посадил на себя Костылина, |
«Иди один, за что тебе … |
«Нет, не пойду: не годится |
|
Почему же все-таки побег не удался? |
Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
III. Беседа о «говорящих» фамилиях героев.
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила* – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий;
Костыль** – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.
IV. Беседа о главной героине рассказа – Дине.
Вопросы:
1. Что заставляет Дину помогать Жилину?
2. Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
3. В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
4. Почему вначале о девочке сказано «…прыгнет прочь, как коза дикая…», а позже: «…как козочка прыгает»?
5. Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
6. Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?
7. Устно нарисуйте портрет бесстрашной татарской девочки.
8. Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?
Домашнее задание: прочитать VI главу.
Ответить на вопрос: почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник»?