Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

0
492
информатика

Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора нкннъ суффиксах крат­ких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Нечаянная встреча, неписаная истина, сеянные осенью озимые, истопленная печь, вязаные перчатки, опушенные ресницами глаза, желанная пятёрка, неслыханный успех, асфальтированное шоссе, сплочённый коллектив, копчёная рыба, кручёная бечёвка, крашеная известью стена, навьюченная лошадь, сгущённое молоко, экскур­ сионный автобус.

Дополнительное задание: определить склонение встретившихся в диктанте Существительных.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 120: беседа по вопросам упражнения.

III . Изучение темы «Одна и две буквы н в суффиксах
кратких страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных»

1. Слово учителя.

Мы уже знаем, что две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий; знаем, как отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Наша задача – нау­ читься различать краткие страдательные причастия и краткие прила­ гательные. От правильного определения части речи зависит верный выбор орфограмм.

Трудность состоит в том, что причастия могут переходить в при­лагательные. Случаи перехода одной части речи в другую нам встре­ чались: столовая комнатам столовая; учёный человек—* учёный (переход прилагательного в существительное).

Такой переход характерен и для причастий. Вот хотя бы два часто встречающихся примера:

Первый гол забил нападающий нашей сборной.

Провожающие, выйдите из вагона!

Что вы можете сказать о словах нападающий, провожающие! (Это действительные причастия настоящего времени в роли существительных.)

– Какую роль в предложениях они играют? (В первом предло­ жении нападающий подлежащее, во втором провожаю­ щие обращение, не является членом предложения.)

Переход в другую часть речи (в прилагательные) часто про­ исходит и со страдательными причастиями прошедшего времени. Для этого необходимо поставить слова в контекст, рассмотреть их роль в предложении.

Попробуйте разобраться самостоятельно.

Самостоятельное изучение теоретического материала § 22.

Вопросы на усвоение материала.

Приведите примеры перехода страдательных причастий про­ шедшего времени в прилагательные.

Как определить, что перед нами: причастие или прилагатель­ ное?

4. Вывод.

В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилага­ тельных столько н, сколько их в полном, от которого они образо­ ваны:

Девушка умна, образованна.

К сказуемому можно задать вопрос: «Какова?» Можно перестро­ ить предложение, подобрав синонимы – полные прилагательные: Девушка умная, образованная.

Умный – одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный – две буквы н, значит, в кратком при­ лагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.

Причастия образованы от глаголов.

К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежа­ щем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним – глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?

Образованы – краткое причастие, значит пишется одна буква н.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 122: устно.

Упражнение 123: комментированное письмо.

Упражнение 125: записать слова в два столбика: с наснн.

Упражнения 127: самостоятельная работа.

Домашнее задание

§ 22.

Упражнение 124: письменно.

Упражнение 129: устно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь