Цепи: закрепить теоретические знания по теме; развивать умение разрешать межличностные конфликты; воспитывать толерантность, укреплять межличностные отношения в классе.
Ход урока
Учащиеся разделяются на группы по шесть человек. Каждая группа получает карточку с заданием.
Карточка 1
1. Выбрать одну из предложенных ситуаций или вспомнить реальную ситуацию.
2. Определить, к какой группе конфликтов относится ситуация.
3. Дать классификационную характеристику, свой ответ аргументировать.
4. Предложить способ разрешения конфликта и обосновать свой выбор.
5. Представить «живую картинку» конфликтной ситуации (разыграть по ролям).
6. Предположить дальнейшее развитие конфликта, если стороны не сумеют его разрешить.
Карточка 2
1. Ученик допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ученику замечание.
2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).
3. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»
(Учитель актуализирует знания по способам разрешения межличностных конфликтов.)
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В нем не должно быть сарказма и иронии, чтобы не обидеть одну из конфликтующих сторон. Механизм действия данного способа довольно прост – приподняться над ситуацией, чтобы найти смешной элемент в ситуации и сделать на нем акцент, переключить внимание субъектов конфликта на нелепость данной ситуации.
Признание достоинств партнера по общению, его положительных черт. Этот способ помогает снять внутреннее психологическое напряжение, и чаще всего он используется в сочетании с другими способами.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Третейский суд может быть непосредственным (обращаются к реальному лицу) или опосредованным. Важно, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон. Как незаинтересованная сторона третейский суд может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в пылу борьбы. Принять на себя ответственность за решение конфликта субъекты уже не в состоянии, поэтому они передают ее авторитетной третьей стороне.
Анализ проводится на нейтральной территории, чтобы ни одна из конфликтующих сторон не получила преимущества (эффект психологической защищенности). Анализ требует значительного времени, зато позволяет выявить причины конфликта даже в самых сложных ситуациях
Ультиматум, т. е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если вы не…, то я буду вынужден…). Сложность его состоит в том, санкции должны быть обязательно выполнены в случае нарушения требования. Один из субъектов полностью берет на себя ответственность.
(.Примерный ответ. Первая ситуация – конфликт бытовой, учителю не следует драматизировать ситуацию. Замечание можно сделать в юмористической форме.
Вторая ситуация – административный конфликт, может быть урегулирован на основе компромисса.
Третья ситуация – амбиционный конфликт, способ разрешения – признание достоинств сторон конфликта.)
(Через 10-15 минут группы показывают результаты своей работы. Классификационную характеристику оценивает учитель, предварительно выслушав оценку, поставленную другими группами; оценка за креативность выполнения выставляется группами.
Выполнение заданий 5, 6, 7 на с. 83 (Кравченко).)