Цели: рассмотреть особенности дружбы; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: дружба, верность, предательство.
Оборудование: учебник, дополнительный материал.
План изучения нового материала
1. Что такое дружба?
2. Отношения дружбы.
Ход урока
I. Организационный момент
«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, страдания делит пополам» (Д. Аддисон).
«Дружба — зеркало, в котором человек видит себя» (В. Гроссман).
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает написать сочинение на тему «Хорошо учиться — это значит…». Учитель пишет свое сочинение. Дети по желанию представляют результаты деятельности. Учитель предлагает свою версию.
III. Изучение новой темы
Дружеские отношения играют важную роль на всех этапах жизни человека. Детская и подростковая дружба имеет свои особенности и накладывает отпечаток на всю жизнь.
Дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
IV. Работа с источником
Группа 1. Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Непрерывно говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот же момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу вмешайтесь и прервите его на середине фразы.
Вы знаете таких людей? Скучные люди — вот они кто, люди, находящиеся в упоении от собственной персоны, опьяненные сознанием собственной важности.
Поэтому если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Задавайте вопросы, на которые другому человеку приятно будет отвечать. Поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и своих достижениях.
Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод в Африке, от которого умирают миллионы детей. Подумайте об этом, когда вы вступите в беседу.
Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило:
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить
о себе.
— О каких двух стратегиях беседы говорит автор?
— С какой мыслью автора вы бы не согласились?
— Всегда ли уместно в разговоре придерживаться данных советов?
Группа 2. Правила, которых следует придерживаться в разговоре (из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)
1. Необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом.
2. Должно быть желание разговаривать.
3. Следует смотреть в глаза собеседнику.
4. Не рекомендуется во время разговора кривить рот, морщить лоб и нос.
5. Не надо перебивать или прерывать собеседника.
6. Не следует излишне увлекаться жестикуляцией.
7. Не засоряйте свою речь словами-паразитами (того, как бы, значит, так сказать и т. п.).
8. Не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины.
9. Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов.
10. Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.
— Каких правил вы придерживаетесь?
— Какие правила вам сложно выполнять и почему?
— Предложите свои правила, которых необходимо придерживаться в разговоре.
Домашнее задание
Повторить темы «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе».