Цели:
ученики должны называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон.
Ученики должны уметь: определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности.
Ход урока
I. Оргмомент. Ребята, на прошлом уроке мы с вами побывали в лесах, а сегодня нам с вами предстоит узнать о безлесных пространствах.
II. Повторение пройденного материала.
– Для начала вспомните, почему леса не растут на всей поверхности суши?
– Каковы особенности животных, обитающих в безлесных пространствах?
Во внутренних частях материков простираются травянистые равнины. Здесь не хватает влаги для роста лесов, но достаточно для трав.
В тропических широтах травянистые равнины называют саваннами, в умеренных широтах Евразии — степями, в Северной Америке — прериями, а в Южной Америке — пампой.
В саваннах открытые травянистые участки сочетаются с отдельно стоящими деревьями или группами деревьев
Травы столь высокие, что в них легко скрывается всадник.
Обилие растительного корма приводит к большому разнообразию травоядных животных. А с обилием травоядных связано и разнообразие хищных зверей. Саванны — самые крупные естественные пастбища на Земле.
По рис. 170 на стр. 192 назовите травоядных и хищных животных саванн.
Степи (прерии, пампа), в отличие от саванн, имеют более низкорослые травы.
Самые характерные травы — злаки. Благодаря обилию кормов в степях, как и в саваннах, разнообразны травоядные животные, а, следовательно, и хищники.
– Используя рис. 172 на стр. 193 назовите типичных животных североамериканских прерий.
Пустыни и полупустыни — это области с очень засушливым климатом. Их так и назвали, потому что там почти «пусто», т. е. мало растительности
Пустыни и полупустыни есть на всех материках и занимают больше 1/4 части земной суши. Они распространены как в тропических поясах, так и в умеренных.
У растений и животных пустынь и полупустынь выработались специальные приспособления к суровым условиям жизни.
Многие животные прячутся от зноя в норах или в самые жаркие периоды впадают в спячку. У одних растений очень длинные корни, другие могут запасать влагу в листьях и стеблях, что позволяет им существовать длительное время без воды.
Тундра располагается вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки. В тундре очень холодная зима, короткое прохладное лето и постоянно дуют сильные ветры. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота, оттаивающая летом на глубину не больше 1 м. Поэтому основные растения тундр — мхи и лишайники, малорослые травы, кустарники. Многие растения, прижимаясь к земле, приобретают подушкообразную форму. Так они меньше подвергаются действию ветра и получают больше тепла, поскольку почвы здесь теплее воздуха. Растения растут очень медленно — всего 1—5 мм в год. Животные тундры защищаются от мороза толстым слоем подкожного жира и мехом, закапываются в снег или роют норы (рис. 173).
Севернее тундр располагаются арктические пустыни. Большую часть года земля здесь скована льдом и покрыта снегом. Лишь на несколько недель из-под снега освобождаются участки каменистого грунта. Но даже сюда проникает растительность! Это мхи, лишайники, камнеломки, полярный мак. Животных арктических пустынь — белых медведей и перелетных птиц — кормит море.
III. Закрепление
1) Ответьте на вопросы
1. В чем отличие природы степей от природы саванн? Чем оно обусловлено?
2. Как животные и растения пустынь и тундр приспособились к суровым условиям обитания?
3. По карте атласа определите географическое положение зоны тундр. Почему тундр нет в Южном полушарии?
2) Заполните таблицу, используя атлас для 7 класса
Растительная зона |
На каких материках расположена |
Географическая широта северных и южных границ |
Особенности климата |
Растительность |
Животные |
||
t° янв |
t° июл |
Осадки (мм) |
|||||
Саванна |
|
|
|
|
|
|
|
Степь |
|
|
|
|
|
|
|
Пустыня |
|
|
|
|
|
|
|
Тундра |
|
|
|
|
|
|
|
Арктическая пустыня |
|
|
|
|
|
|
|
3) Разгадайте кроссворд
1. Два природных пояса Земли между 30° и 40° с.ш. и 30° и 40° ю.ш., занятые жестколистными лесами и кустарниками, во внутриконтинентальных районах — пустынями и полупустынями, а в районах избыточного увлажнения в течение всего года – вечнозелеными летнезелеными широколиственными формациями.
2. Природный высотный пояс, занятый горно-луговой растительностью с преобладанием крупноцветущего низкотравья, расположенный выше верхней границы леса и высокотравных лугов.
3. «Вертикальная» зональность — закономерная смена природных условий (интенсивности солнечной радиации, температуры, давления, влажности, типа почв, растительности) с высотой в горах.
4. Тип растительности, объединяющий растительные сообщества, в которых господствующим ярусом является почти сомкнутый древостой.
5. Часть географической оболочки Земли в пределах обитания живых организмов и местонахождения следов деятельности отмерших.
6. Безлесные равнины Северной Америки, покрытые травянистой растительностью степного типа (ковыль, бизонья трава, пырей).
7. Совокупность растительных сообществ Земли или ее отдельных областей.
8. Основная закономерность географической оболочки Земли, заключающаяся в распределении по зонам климата, почв, растительности, животных в зависимости от географической широты, которой обусловлены различия в поступлении на земную поверхность солнечного тепла.
ОТВЕТЫ:
1. Субтропики.
2. Альпийский пояс.
3. Высотная поясность.
4. Лес.
5. Биосфера.
6. Прерии.
7. Растительность.
8. Зональность.
IV. Домашнее задание: § 49.