Урок 33 Тема: « Я – часть Природы»

0
901

Цель урока: углублять знание о том, что человек – это часть природы; воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающей среде; развивать умения ценить красоту природы, понимать её, заботиться о ней.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», музыкальный материал.

Круг радости

Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.

– Сколько улыбок радостных и приветливых я вижу на ваших лицах! Давайте дружно скажем:

Побеседуем

– Ребята, подумайте над словами известного детского поэта С.Маршака:

Человек, хоть будь он трижды гением ,

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны от вашего рождения

Сила, стойкость, жизненность растений.

– Как вы думаете, почему поэт сравнивает человека с растением?

– Почему мы радуемся, улыбаемся распустившимся ландышам, смеемся, увидев, как малыш шлепает по лужам?

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть и понимать красоту окружающей природы?

– Может ли природа исцелить человека, поддержать его в трудный момент, вернуть ему силы? Как?

Ответы детей.

– Мы любим природу и называем ее ласково «Матушкой». Потому что она нас кормит, поит, ласкает и лелеет. Не зря говорят: «Человек – дитя природы».

– Как он должен к ней относиться? Почему нужно охранять и беречь природу?

– Как вы ощущаете свою связь с природой?

Ответы детей.

Работа в тетради.

– Выполните задание 1.

Игра «Сорви яблоки»

– Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на меня. Я покажу, каким образом вы можете их срывать. Видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите его на траву. Теперь медленно выдохните. То же самое делаем другой рукой.

Работа в учебнике

В. Астафьев. «Капалуха»

Учитель читает текст с остановками. После каждой части задает вопросы. Вторую часть текста от слов «…..Зачем? Да так! А что будет с капалухой?» предложить детям прочитать самостоятельно и выразить свое отношение к птице.

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покороб­ленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал сви­тые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли мед­ленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим чернични­ком. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с се­доватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распушенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

– Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

Как, по вашему мнению, поступят мальчики?

Ответы детей.

– Зачем?

– Да так!

– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих де­тей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки, и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.

– Какие чувства у вас возникают к капалухе? Почему?

Ответы детей.

– Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё, каждую капельку… – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят, и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: – А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

– Что или кто в природе, по вашему мнению, больше всего нуждается в защите и почему?

– В любое время года природа щедро преподносит нам дары – ягоды, грибы, чистые родники, пушистый снег, разноцветную радугу. А что можете подарить природе вы, ваш класс?

Ответы детей.

Творческая работа

Работа в тетради задание 1.

Учитель делит детей на три группы. Каждая группа получает задание – разработать план сохранения растительного и животного мира.

– Подумайте, как и чем вы могли бы помочь животным, растениям и птицам, и напишите план помощи им.

1 группа – помогает деревьям и цветам;

2 группа – помогает водоемам;

3 группа – помогает животным, насекомым, птицам.

По окончании работы каждая группа представляет свои планы. Дети других групп могут задавать вопросы команде, презентующей свой план. Например, «Как вы думаете, надолго ли хватит людям пресной воды на Земле?», «Как вы считаете, может быть, природе можно обойтись без ядовитых змей, птиц-кукушек?»

Коллективная работа «Гимн природе»

– Давайте подарим нашей природе необычный, но очень важный подарок – добрые слова-пожелания.

Дети по очереди говорят пожелания.

Учитель записывает их на ватман, в центре которого изображена планета Земля в виде коллажа на темы природы (растений, животных, пейзажей и т.д.)

В конце урока все записи прочитываются под музыку. Получается своеобразный гимн природе.

Домашняя работа

– Представьте себе, что вы разговариваете с белкой, ромашкой, бабочкой, березой или любым другим растением или животным. Запишите свой разговор (задание 2).

Прочитайте в хрестоматии рассказы «Ручеек»А. Неелевой и «Мальчик и колокольчики ландышей» В. Сухомлинского.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает детей в круг и предлагает обменяться мыслями об уроке, завершив фразой: «Я думаю, что природа наделила меня…». Например, «Я думаю, что Природа наделила меня умом, вниманием к людям, добротой» и т.д.

– Завершим наш урок мы следующими словами:

Берегите эту Землю,

Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

поурочные планы для 4 класса, Самопознание