Урок 33 РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
876
карта мира

Ц е л и: актуализировать знания учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение классифицировать имена существительные по родам.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

И г р а «Поединок знатоков».

О п и с а н и е. Один из игроков получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе.

Первый читает существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет эти же существительные во множественном числе. Затем второй игрок читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа.

Класс оценивает работу.

Карточка 1

Утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рот, пень, зеркало, радио, сосед.

Карточка 2

Цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, ножницы, дни, звенья.

Затем учащиеся записывают в тетрадях несколько примеров слов, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

II. Знакомство с новыми словарными словами.

1.

Отгадайте з а г а д к у :

Он и летом, и зимой –

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он все будет впереди.

? Этимология. Ученик объясняет происхождение слова.

Слово произошло от греческого хоризо – «ограничивающий».

– Подберите синоним к слову горизонт (кругозор).

2.

Отгадайте з а г а д к у :

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль).

? Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова.

Заимствовано из французского языка. Образовано от греческого авто«сам» и латинского mobilis (мобилис) – «движущаяся».

3.

Разгадайте р е б у с :

? Этимология. Ученик объясняет происхождение слова. Слово образовалось от двух слов – путь и шествие (старинное значение – «хождение»).

– Подберите синонимы к данному слову. (Странствие, турне, вояж.)

4. Лексическое значение: – тот, кого избрали руководить какой-либо организацией.

? Этимология. Ученик объясняет происхождение слова.

Слово произошло от глагола председать – «сидеть впереди, занимать первое место».

– Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. Объясните значение записанных слов.

III. Сообщение темы урока.

– На какие группы можно разделить новые словарные слова? (Одушевленные и неодушевленные; по родам: мужской и средний род.)

– Какие существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными? Как определить род имен существительных? Об этом мы и будем говорить на уроке.

IV. Классификация имен существительных.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 13.

Учитель читает слова из упражнения, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат одушевленные существительные.

Самостоятельно выписывают в два столбика слова из упражнения.

По окончании работы – в з а и м о п р о в е р к а.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 14.

Прочитайте слова. Объясните написание пропущенных орфограмм.

– Как определить род имен существительных?

Рассмотрите таблицу. На какие группы мы будем делить слова из упражнения? Работа выполняется одновременно на доске и в тетрадях.

3. И н т е р е с н а я и н ф о р м а ц и я. Мини-сообщения учащихся по теме «Знаете ли вы, что…» открывают всем ученикам что-то интересное о языках.

Трое учеников одинаково начинают свое сообщение:

…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и др. Их называют «безродовыми» языками.

…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

…есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы.

4. В ы п о л н е н и е упражнения 16.

– Найдите в каждом предложении грамматическую основу. Определите, какой частью речи являются сказуемые. (Существительное и глагол.)

– Какой знак препинания стоит перед сказуемыми, которые выражены существительным? (Тире.)

v Запомните это.

– Это простые или сложные предложения?

– Как превратить их в сложные? Запишите составленные предложения.

– Как в русском языке называют эти предложения?

V. Итог урока.

– Что вы можете рассказать о существительных?

? Что обозначают?

? На какие вопросы отвечают?

? На какие группы делятся по вопросам?

? Изменяются ли по числам?

? Как определить род имен существительных?

Домашнее задание: упражнение 17.