Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях рельефа и размещения полезных ископаемых; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Северной Америки
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Особенности материка (Кордильеры
2. Географическое положение (крайние точки; часть света Америка; Панамский перешеек; Центральная Америка; в 1914 году прорыт Панамский канал; Берингов пролив)
3. История открытия и исследования материка (в XV веке Х. Колумб; в X веке Эрик Рыжий и норманны открыли Гренландию, Лабрадор; в конце XV века Джон Кабот открыл Ньюфаундленд, Лабрадор; в
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. В результате метаморфизма образовался (кварцит)
2. Государство Ватикан расположено в (Риме)
3. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
4. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)
5.Между какими географическими широтами на Земле формируются, в основном, области высокого давления воздуха? (30-40°)
6. Все направления будут южными на (Северном полюсе)
7. Индейцы – коренное население (Америки)
8. Самый снежный район Азии находится на (юго-востоке Камчатки)
9. Больше всех выращивает риса (Китай)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какой рельеф преобладает на материке? На какой платформе расположен? Где будет сейсмоактивный район?
V.Объяснение новой темы.
1. Рельеф. Равнинная часть (горы – 1/3 материка; Североамериканская платформа; прогнутая оледенением часть платформы – Канадский Арктический архипелаг, Гудзонов залив; кристаллические породы – Гренландия, полуостров Лабрадор; понижение рельефа – Центральные равнины, Миссисипская низменность, прибрежные равнины Мексиканского залива – осадочные породы; на западе ступенчатые Великие равнины; на севере – многочисленные морены; Аппалачские горы похожи на уральские – вершины куполообразные, склоны пологие)
2. Горная часть (Кордильеры в переводе с испанского – «горный хребет»; сьерра («пила» с испанского) – горные хребты с остроконечными вершинами: Сьерра-Невада, Сьерра-Мадре, вулканическое плато – Йелоустон, где действуют 3000 гейзеров и горячих источников; высшая точка – гора Мак-Кинли,
3. Полезные ископаемые (на севере много металлов – железо, медь, никель и др.; в осадочных породах Центральных и Великих равнин много нефти, газа, каменного угля; в Аппалачах – уголь, железо; в Кордильерах – нефть, газ, уголь, цветные металлы, золото, уран; в 1849 году в Долине смерти погибло много золотоискателей; много золота на Аляске, в долине реки Колорадо)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с настенной и контурной картами.
Работа с учебником – рис. 49 на стр. 125 – материковое оледенение Северной Америки
VII.Домашнее задание. § 30, контурная карта
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: В рельефе северной Америки преобладают равнины. Материк богат полезными ископаемыми.