Урок 33. Ребенок в школе

0
572

Цели: рассмотреть особенности взаимоотношений ребенка в школе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся в групповой и индивидуальной деятельности; формировать уме­ния партнерского взаимодействия.

Основные понятия: риторика, философия.

Оборудование: учебник, чистые листы бумаги, фломастеры, бинт. План изучения нового материала

1. История школьного обучения.

2. Современная школа.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель зачитывает интересный факт (с. 173 учебника). Уче­ники должны сформулировать тему урока — «Ребенок в школе».)

— Может ли современный мир обойтись без школы?

— Для чего нужна школа лично вам?

— Какие эмоции вы испытываете, когда слышите слово «школа»?

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется в парной работе по заданиям учебника, с. 171. Один ученик выступает в роли учи­теля, другой — ученика. Учитель выборочно контролирует проис­ходящий процесс.

III. Изучение новой темы

Учитель предлагает учащимся изучить текст на с. 172—175, заполнить таблицу с пометками.

Знал

Новое

Не понял

Обсуждение заполненной таблицы в группах.

IV. Лекция

Современная школа

В Российской Федерации существует 11 -летнее общее образо­вание. Оно включает три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее образование (10-11 классы).

Государство обеспечивает общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего 11-летнего об­разования.

Современная школа — это большой коллектив людей: учащих­ся, учителей, родителей, объединенных важным государственным делом — образованием детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. В каждой школе есть главный закон, который регламентирует деятельность всех участников образовательного процесса, речь идет об Уставе школы.

Современный школьник изучает разные предметы: русский и родной язык, математику, биологию, химию, историю, обще­ствознание, литературу и др.

Разносторонние знания помогают стать образованным чело­веком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.

В школе формируются черты характера, волевые качества, складывается школьная дружба. Но школа является и источником множества проблем. Неудачи в учебе, в установлении контактов с одноклассниками являются, пожалуй, главными из них.

V. Практическая деятельность

(Учитель предлагает выполнить ряд заданий, каждое из ко­торых имеет определенную цель, но в целом все они направлены на воспитание у детей таких качеств, как товарищество, само­критичность, требовательность к себе, сопереживание, взаимо­понимание.)

Задание 1. Изучите правила хорошего слушателя. С чем вы не согласны?

Как стать хорошим слушателем

1. Дайте сказать другому.

2. Сделайте так, чтобы говорящий почувствовал себя комфортно.

3. Продемонстрируйте свое желание слушать говорящего.

4. Ликвидируйте источники, отвлекающие внимание.

5. Взгляните на проблему глазами говорящего.

6. Будьте терпеливы.

7. Признавайте наличие эмоций, но не позволяйте им руководить вами.

8. Спокойно реагируйте на критику и контраргументы.

9. Реагируйте на то, что вы слышите.

10. Сконцентрируйтесь на том, что вам говорит собеседник.

11. Слушайте, чтобы понять.

12. Задавайте вопросы.

(Из книги Т. Т. Бегенчева и др. «Азбука гражданского образования»)

Задание 2. Игра «Сиамские близнецы».

Цели и задачи: развитие терпения, необходимого при любом тесном сотрудничестве; знакомство с правилами взаимодействия в паре,группе.

Оборудование: каждой паре понадобится одна упаковка пе­ревязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок, большой лист бумаги, восковые мелки.

Ход игры

— Я хочу предложить игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете объяснить мне, что означает слово «со­трудничать»?

— Вы можете привести конкретные примеры, когда вы с кем- то сотрудничали?

— Разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные будут наблюдать.

(В том, что не все учащиеся работают одновременно, есть свое преимущество. Наблюдатели «вприглядку» учатся, и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы мо­жете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те учащиеся, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Предложите учащимся сесть за стол как можно ближе к своему партнеру. Положите перед ними большой лист бумаги и предло­жите им нарисовать картину с привязанными друг к другу руками (предварительно обмотайте бинтом предплечья и локти учащихся так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась привя­зана к левой руке ребенка, сидящего справа; дайте учащимся два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связан­ными руками).

Устанавливается правило: рисовать можно только привязан­ной рукой. Можно разговаривать между собой, чтобы решить, ка­кую картину рисовать. Картина может быть с каким-то понятным изображением или просто с несколькими красивыми линиями и формами.

Остальные учащиеся, которые пока не рисуют, должны вни­мательно смотреть и слушать. Они могут поучиться у выполняю­щих задание ребят тому, как можно взаимодействовать.

Дайте парам примерно 5—6 мин на каждую картину и предло­жите рисовать следующей группе.)

— Вам удалось сотрудничество с партнером?

— Как вы распределили между собой роли?

— В чем вы испытывали затруднения?

— Что необходимо для хорошего сотрудничества?

Задание 3. Игра «Рисунок в два этапа».

Цель игры: помочь учащимся научиться взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: каждой паре учащихся нужен большой лист бу­маги и фломастер.

Ход игры

— Разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руки, за­кройте глаза. В течение двух минут «попутешествуйте» сво­им фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана. Откройте глаза и попробуйте дорисовать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом.

(На выполнение задания отведено 10 мин. Каждая пара пред­ставляет свой рисунок классу.)

— Понравилось ли вам рисовать с закрытыми глазами?

— Каким образом вы находили общий язык с партнером, когда ваши глаза были закрыты?

— Как осуществлялось сотрудничество с партнером?

Задание 4. «Письмо другу».

Предложите учащимся написать небольшое поздравительное письмо своему другу. Спросите предварительно, о чем надо обя­зательно написать в таком письме. В группах или индивидуально необходимо написать те идеи, которые будут отражены в таком письме. Затем необходимо написать вариант (или несколько ва­риантов) короткого поздравительного письма другу.

Для сравнения представьте образец, по которому рекомендо­вали писать такие письма 100 лет назад:

Милый товарищ и друг________ !

Желаю тебе всего того, чего ты сам себе желаешь. Будь счастлив, помни о любящих тебя друзьях. Краткость письма не позволяет мне вы­сказать все то, что чувствую, и я поневоле должен ограничиться только общими местами; но тем не менее я не имею оснований предположить, чтобы ты усомнился в моей к тебе привязанности и любви, которые на­всегда остаются неизменными.

Твой друг .

Предложите сравнить свой вариант с образцом XIX в.

Домашнее задание

Прочитать с. 172—178. Подготовится к сочинению по теме «Хорошо учиться — это значит…».