Урок 33. Личность и мораль. Повторительно-обобщающий урок

0
763
программирование

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственная культура»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 72-74.

КАРТОЧКА № 72

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Можно ли подчинять смысл жизни своей выгоде?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Согласны ли вы с мнением, что в современном обществе мораль утратила свое значение?

– Как воспринимаются понятия добра и зла в современном мире?

– Как часто человек, оценивая свои поступки, опирается на их вы­году для себя?

– Скажется ли на человеке нежелание соблюдать общечеловеческие нормы морали?

– Можно ли утверждать, что каждый злой поступок будет обязательно наказан?

– Почему люди стремятся сохранить общечеловеческие ценности в любых условиях?

– Как отличить защиту человеком своих интересов от желания удов­летворить свои корыстные интересы?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 73

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему мы дорожим дружбой?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Несет пи человек ответственность за свою судьбу и свои поступки?

– Какую роль в стремлениях человека играют жизненные обстоя­тельства?

– Почему человек всегда стоит перед выбором – как удобно или как надо?

– Как формируется характер человека?

– Почему зная нормы морали, человек часто нарушает их?

– Почему, нельзя нормы морали сделать законодательными?

– Всегда ли большинство в состоянии наказать тех, кто нарушает моральные нормы?

– Почему люди совершают преступления?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 74

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как человек реализует себя?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что заставляло подданных Нерона смотреть театральные пред­ставления с его участием?

– Как общество оценивает человека?

– Почему важно сравнивать самооценку с оценкой общества?

– Что легче, быть или казаться?

– Можно ли добиться морального совершенства?

– Какими качествами должен обладать порядочный человек?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

Фронтальный опрос

– Что такое мораль? (Нравственные нормы поведения, отно­шений с людьми, а также сама нравственность.)

– Всегда ли понятие «мораль» совпадает с понятием «нрав­ственность»?

– Можно ли зло оправдать добрыми намерениями?

– Как определить добрый поступок или злой? (Соответ­ствует ли поступок «золотому правилу морали».)

– В чем нравственная сила любви? (Настоящая любовь делает нас лучше, способствует развитию в человеке его лучших качеств.)

– Почему рядом с любовью всегда существует ревность? (Ревность существует как обратная сторона любви. Она может быть вызвана боязнью потерять любимого чело­века.)

– Что значит быть мужественным? (Способность брать на себя ответственность за близких тебе людей, позаботить­ся, поддержать и защитить их.)

– Как вы понимаете – долг общественный и долг моральный? (Общественный долг-объективные обязанности, которые

человеку необходимо в жизни выполнять. Моральный долг— сознательное предъявление требований к самому себе.)

3.Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 72-74, отзывы одноклассников

III. Выполнение проверочной работы по вариантам Вариант 1

1.Быть личностью, значит…

а) быть лично ответственным;

б) быть «господином самому себе»;

в) иметь твердые принципы;

г) все выше перечисленное.

2.Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой: 1. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому, правда. 2. Всех людей, иначе не будет на Земле ни горо­дов, ни государств.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

3.Кто не контролирует наш моральный выбор?

а) общественное мнение; б) государственные законы; в) совесть; г) мнение окружающих.

4.Что является моральным идеалом человечества? 1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». 2. Вечные вопросы философии.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно и1 и 2; г) нет верного ответа.

5.Для выполнения морального долга человеку нужно: 1. Действо­вать осознанно, добровольно. 2. Иметь мужество преодолеть себя.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

6.Какое из понятий не соответствует понятию добро?

а) гуманизм; б) нравственность;

в) ревность’, г) любовь.

7.Счастливыми всегда являются браки заключенные: 1. По свободному выбору. 2. Заключенные по любви.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

8.По мнению К. Маркса судить о мужчине как о человеке мож­но по его отношению:

а) к женщине’,

б) профессиональным обязанностям;

в) друзьям детства;

г) все выше перечисленное

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) знание моральных ценностей;

б) стремление получить профессию;

в) заключение брака;

г) участие в управлении государством.

10. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе? 1. Помогает нам оценивать окружающую действитель­ность и самого себя. 2. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный выбор -… (решение которое оценивает обще­ственное мнение).

2. «Категорический императив морали» – … (поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, все­общим моральным законом).

3. Моральная основа брака -… (любовь, уважение, симпатия к будущему супругу).

4. Добро -… (все, что способствует улучшению жизни, нрав­ственному возвышению личности, совершенствованию об­щества).

Вариант 2

1. Под автономностью человека подразумевают:

а) независимость; б) инициативность;

в) решительность; г) все выше перечисленное.

2. Стыд и правда должны: 1. Объединять людей, направлять на путь добра. 2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, к человеку;

б) философские законы;

в) религиозные заповеди;

г) знания, накопленные человечеством.

4. «Золотое правило морали» утверждает принцип: 1. «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь». 2. «Категорического императива морали».

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

5. Мораль регулирует деятельность людей через: 1. Различные организации. 2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

6. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность; б) деградация личности;

в) безнравственность; г) флегматизм.

7. Что является моральной основой брака? 1. Семейный долг.

2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно только /; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2: г) нет верного ответа.

8. Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности;

б) есть гармония совпадения и гармония контраста;

в) она основана на благодарности;

г) высокий уровень образования.

9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

а) стремление стать политиком;

б) выдающиеся способности;

в) умение поступать морально;

г) материальная обеспеченность.

10. Какие из перечисленных принципов характеризуют нрав­ственность? 1. Философы считают, что она бывает доброй и злой.

2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно только 1; б) верно только 2;

в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.

Объясните:

1. Моральный долг – … (сознательное предъявление требо­ваний к самому себе).

2. «Золотое правило морали» – … (не делай другому того, чего себе не желаешь).

3. Нравственная культура – … (знания о моральных ценностях, умение критически оценивать свои помыслы и поступки).

4. Совесть – … (личное глубокое осознание своего долга и от­ветственности).