Урок 32. Взаимоотношения детей и родителей

0
596

Цели: рассмотреть особенности взаимоотношений детей и ро­дителей; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основное понятие: воспитание.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.

План изучения нового материала

1. Родители и дети.

2. Взаимоотношения детей и родителей.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель начинает урок с рассмотрения таблицы «Соотно­шение влияния родителей и сверстников на подростков» (с. 170 учебника).

Возможные выводы:

1. Роль родителей значительно преобладает: в выборе одеж­ды для посещения школы; при покупке одежды; при регла­ментации времени; в советах по питанию; в распределении денег; в организации свободного времени; в манерах речи; в нормах поведения; в посещении церкви; мнении о людях; в советах по личным проблемам.

2. Роль родителей имеет незначительное преобладание: в вы­боре телепередач; в спортивных предпочтениях; в выборе прически.

3. Преобладает мнение сверстников: в выборе музыки, книг или журналов.

Таким образом, родители оказывают огромное влияние на становление своих детей, и очень важно, чтобы отношения между детьми и их родителями складывались позитивно.

II. Проверка домашнего задания

— Что такое детство? Чем дети отличаются от взрослых?

— Какие интересные факты характеризуют отношение к детям в разные исторические эпохи?

— Как вы понимаете, что такое родительский деспотизм? Как вы к нему относитесь?

— Чем жизнь современного ребенка отличается от жизни де­тей в другие эпохи?

— Как воспитывают детей в Японии? Как вы относитесь к дан­ному типу воспитания?

— Как воспитывают детей в Англии? Как вы относитесь к на­казанию детей?

— В чем особенность средневекового воспитания? Как оно изменилось к началу XVIII в.?

III. Изучение новой темы

1. Слово учителя.

Личность ребенка формируют родители. Они помогают ре­бенку усвоить правила поведения в обществе, учат общению и взаимодействию с людьми, состраданию, милосердию и дру­гим общечеловеческим ценностям. От взаимоотношения ребенка с родителями во многом зависит, каким он вырастет, как будет строить отношения с окружающими.

2. Работа с иллюстрацией на с. 168.

Учитель предлагает дать название предложенному сюжету. Прием «корзина идей». Предложенные идеи складываются в на­рисованную на доске корзину. Выбираются наиболее удачные варианты названия сюжета.

IV. Практическая работа

(Учитель предлагает учащимся изучить в парах дополнитель­ный источник: «Заповеди по воспитанию родителей» и выполнить задания к нему.)

— Какое мнение сложилось у вас о предложенных заповедях?

— Какие заповеди вы могли бы использовать в отношении ваших родителей?

— Проанализируйте последствия предложенных заповедей:

— В чем, на ваш взгляд, заключается проблема «отцов и детей»?

(Учитель предлагает учащимся изучить отрывки из дореволю­ционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений» с пропущенными словами и фра­зами. Учащиеся должны вписать пропущенную информацию.)

Группа 1: «Обязанности относительно родителей и родных»

К отцу и матери мы обязаны питать самую нежную, самую искреннюю… (любовь) и глубочайшее… (уважение) с самого… (раннего детства), в продолжение всей жизни мы должны… (бес­прекословно подчиняться) их воле и строго исполнять все… (нрав­ственные) правила; всегда должны уважать их… (советы) и вечно сохранять в сердце… (благодарность) за все, что сделали они для нас. Пусть будут родители наши лучшими… {друзьями),… (совет­никами) и… {руководителями) в продолжение всей нашей жизни. Мы должны уважать… {их мнения), даже тогда, когда онине… (сходны с нашими). Мы должны искренно любить… (нашу семью); если кого-нибудь из ее членов постигнет несчастье, мы… (обязаны поспешить на помощь).

Группа 2: «Обязанности относительно ближних»

Старайтесь развивать в себе чувства… (великодушия) и… (бла­годарности). Мы не должны делать… (зла), даже нашим врагам. Не должно… (оскорблять) ближних ни… (словами), ни…(дейст­виями). Прямодушие и искренность —… (добродетели), присущие сердцам благородным. … (Ложь) унизительна, это подруга плу­товства. Не должно без нужды говорить дурно о… (своих ближ­них). Будьте… (вежливы) и… (приветливы) со всеми, но никому не надо… (льстить), говорите… (правду), но сдержанно.

… (Сострадание) одно из прекраснейших человеческих ка­честв: будьте добры и… (человеколюбивы) к себе подобным; собо­лезнуйте их горестям и страданиям; если можете, защищайте их против… (несправедливостей).

Сознание, что вы исполнили… (свой долг) и были полезны ва­шим ближним, доставит вам большое… (внутреннееудовольствие), так как мы не созданы жить… (только для самих себя).

V. Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся обсудить полученные резуль­таты, заслушав ответы 2-3 учеников. Составить «Современные обязанности относительно родных и близких» в парах. Презен­тация результатов работы.

Домашнее задание

Прочитать с. 166—171. Задания 1—5, с. 171.

Дополнительный материал Заповеди по воспитанию родителей

1. Проявляй внимание. Интересуйся, как самочувствие, как дела на работе и т. п. Чем ты старше, тем острее родители переживают твой действительный или мнимый отход от семьи. Они боятся стать тебе ненужными. Честное слово, как юная девушка о любимом, они волнуются: а вдруг ты их больше не любишь? И порой их мелоч­ные придирки и навязчивые вопросы только средство обратить на себя твое просвещенное внимание. Уделяй беседе с мамой-папой полчаса вдень. Они станут воспринимать тебя как источник теп­ла. А внимательному, заботливому человеку труднее в чем-либо отказать. Так что твои усилия не пропадут зря.

2. Иногда расспрашивай близких о прошлом. Беседуй с бабушкой о ее героической молодости. Люди очень благодарны тем, с кем они могуч отправиться в обратное путешествие во времени. Кроме того, ты можешь узнать много неожиданного для себя. С удивлением откроешь, что и у твоих близких были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет тебе подспорьем в трудной ситуации.

3. Создавай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе необязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты куда более страшный грешник, чем на самом деле. Если ты будешь изо дня в день хра­нить гробовое молчание просто потому, что тебе неохота лишний раз открыть рот перед отсталыми обитателями общей жилплощади, эти отсталые обитатели подумают, что ты скрываешь от них нечто ужасное. И постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

4. Помогай родителям формировать их родительский образ как образ реального воспитателя, с которым можно посоветоваться, которо­му можно доверять и т. п. Для этого подсовывай им современную литературу о воспитании подростков, особенно американских ав­торов. Там много пишется о свободе, о самовоспитании, о праве личности на самоопределение.

5. Доказывай, что ты «не один такой». Пусть мама и пагта смотрят вместе с гобой молодежные передачи, читают журналы для под­ростков, музыкальные дайджесты, слушают современную музыку.

6. Если хочешь узнать реакцию близких на какое-то ваше решение и боишься, что она будет резко отрицательной, избери метод кос­венной консультации. Расскажи о своем друге или подруге, что попали в трудную ситуацию. Попроси совета. Скорректируй свое поведение согласно услышанному, Это поможет избежать круп­ного скандала.

Учти, родители гораздо легче отнесутся к проблемам твоих друзей, чем к твоим. С ними они готовы будут вспомнить, что «сами были моло­дыми», что «на ошибках учатся» и т. д. За чужого не так больно и не так стыдно, как за своего. Так что при случае можно привлечь своих родите­лей к действительным проблемам твоих друзей. Увидишь, как пригодится их опыт, их знание жизни. И в то же время они будут наивно горды дове­рием молодежи. Привыкнув выступать в роли «всепонимающего Будды» для друзей дочери или сына, в трудный момент они будут готовы пойти навстречу и тебе. Не выходить же из образа!