Урок 32. Нравственная культура

0
309
компьютер

Цели: подвести учащихся к пониманию основ нравственной культуры человека; продолжить формирование умений анализиро­вать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано излагать собственную точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (культура, культура внутренняя и внешняя, духовная куль­тура, нравственная культура), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственные основы брака и семьи»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 69-71

КАРТОЧКА № 69

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как связаны понятия любовь и мораль?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что общего в идеалах любви и морали?

– Почему любовь – чувство высокоморальное?

– Вспомните, чему посвящена трагедия У. Шекспира «Ромео и Джуль­етта».

– Почему любовь оказалась сильнее многолетней вражды двух семей?

– Какую роль во взаимоотношениях влюбленных играет духовная близость?

– Чем отличаются гармония совпадений и гармония контрастов?

– Почему любовь рождает подъем творческих сил и энергии?

– Что такое ревность?

– Как мораль может помочь преодолеть чувство ревности?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 70

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что является моральной основой брака?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Каковы условия заключения брака?

– Что является препятствием для заключения брака и создания семьи?

– Каким законом юридически закрепляются основы брака?

– Всегда ли брак заключается по любви?

– Почему возникают браки по свободному выбору?

– Может ли уважение и симпатия к человеку послужить основой прочного брачного союза?

– Можно ли осуждать людей заключающих брак по расчету?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 71

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– В чем смысл семейного долга?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что составляет основу семейного долга?

– Какие различия существуют между семейным долгом мужа и се­мейным долгом жены?

– Как понимался долг жены в прошлом?

– Как изменились взгляды на роль женщины в современном об­ществе?

– Какие личные качества женщины вызывают у людей восхищение и уважение?

– Какие качества вызывают уважение к мужчине?

– Что такое мужество?

– Почему главный долг мужчины быть опорой и защитой для жен­щины?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Выполнение задания по дополнительной литературе: что яв­ляется причиной разводов?

Дополнительный материал

Бесси Хамбургер, проработавшая 11 лет в нью-йоркском суде по делам о внутрисемейных отношениях и рассмотревшая тысячи случаев ухода мужей из дома, говорит, что одной из главных при­чин являются придирки жен. Или, как пишет газета «Бостон пост», «не одна жена вырыла могилу собственному супружескому счастью, мало-помалу все углубляя ее». [25, с. 253-254]

Вариант ответа:

Причинами разводов являются: «придирки жен», пьянство одного из супругов, материальное неблагополучие, жилищные проблемы и др.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 69-71, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Мораль и выгода.

2. Человек – творец самого себя.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных мыслей и поступков.

Задача для учащихся: выяснить, способен ли человек творить

себя. Наша выгода – это высшая ценность? Знать или уметь, быть или казаться?

При изучении данной темы урок можно построить в форме дискуссии на вопросы поставленные к уроку.

Возможный вариант регламента дискуссии

1. Каждый участник обязан внимательно следить за обсуж­дением вопроса и стараться понять его. Если участнику что-то неясно, он записывает вопрос на листке и задает его при первой подходящей возможности или передает вопрос учителю (ни один вопрос не должен остаться без ответа-обсуждения, возможно даже индивидуального).

2. Каждый участник обязан соблюдать коллективно принятый регламент совместной деятельности, не превышая времени, выде­ленного на обдумывание вопроса и обсуждение его.

3. Устные выступления могут иметь форму:

«Выступление. Выступление должно быть кратким, обоснован­ным, деловитым, убедительным, оригинальным.

Вопрос. Вопрос должен иметь конкретную познавательную цель, исходя из которой можно на него ответить. Не нужно задавать рито­рических вопросов и вопросов в которых содержится ответ.

Ответ. Предмет ответа должен быть одним с предметом во­проса.

Реплика. Реплика – это эмоциональное проявление чувств слу­шателя. Цель: прервать, испугать, лишить уверенности, поставить в тупик.

Прот

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь