Урок № 32. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

0
642
страны мира


Урок № 32. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цель: проверить усвоение знаний по теме «Второстепенные члены предложения».

I . Чтение текста.

ДЕД АРХИП И ЛЁНЬКА

Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрели на быстрые и мутные воды Кубани у их ног. Лёнька задремал, а дед Ар­ хип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой.

Уже настала ночь, взошла луна, и её молочно-серебристый свет, обливая ровное степное пространство, сделал его как бы уже, чем оно было днём. Издалека, со степи, слитой с небом, вздымались тучи и тихо плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени.

Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вспыхивая синим огнём, то погружаясь в холодный, тяжёлый и тёмный мрак, странно суживавший её. Полил дождь, и его капли, блестя, как сталь, скрыли собой приветно мигавшие огоньки станицы. Лёнька замирал от ужаса, холода и какого-то тоскливого чувства вины, рождённого криком деда. Он уставил перед собою широко раскрытые глаза и, боясь моргнуть ими, прислушивался к голосу деда, тонувшему в море могучих зву­ков.

«Дедушка! Пойдём!» – взвизгнул он, ткнув свою голову в колени деда. Дед склонился над ним, обняв его своими руками, крепко прижав к себе, и, тиская его, вдруг взвыл сильно и пронзительно, как волк, схваченный капканом.

Доведённый этим воем чуть не до сумасшествия, Лёнька вдруг вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то, широко раскрыв глаза, ослеп­ляемый молниями, падая, вставая и уходя всё глубже во тьму (По А. М. Горькому). II . Грамматическое задание:

Полный синтаксический разбор первого предложения.

Выписать сравнительные обороты.

В предложении «Издалека, со степи…» указать все части речи.

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(9 часов + 2 часа на развитие речи )