Ц е л ь: актуализировать знания учащихся об изменении существительных по числам; познакомить учащихся с существительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в слова.
К..р..ндаш, т..тради, д..ревня, к..ртины, пл..ток, м..р..зы, ..гурец, ст..кан, м..тро, р..бята.
– На какие две группы можно разделить данные слова? (Единственное и множественное.) Выпишите эти слова в два столбика.
2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.
1) Космонавт
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт.)
● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова. Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первая часть – космос – «вселенная», или «мир». Вторую часть слова составляет греческое слово наутес – «моряк», «плавать».
● Ребус (разгадывают учащиеся и записывают слово в тетрадях).
КОСМО
ВТ
2) Багаж
И г р а «Слово рассыпалось».
Ж Г А Б А
5 3 2 1 4
Соберите рассыпанное слово.
● Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги – «узел» французы превратили в баг – «пакет». От слова баг получили слово багаж, то есть «различные тюки с вещами».
А у нас это слово приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина-пассажира.
3) Лексическое значение объясняет учитель.
Экскурсия – поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной или увеселительной целью.
● Этимология. Учащиеся объясняют происхождение слова (один ученик, заранее подготовленный учителем). Слово образовано от латинского слова экскурро – «выбегаю вперед», «совершаю поездку», которое, в свою очередь, произошло от курро – «бегу», «быстро еду».
– В какой столбик запишем новые словарные слова? (Единственное число.)
– Измените число имен существительных (существительные единственного числа поставьте в форму множественное числа и наоборот).
– Число каких слов нельзя изменить?
Сегодня на уроке мы познакомимся с существительными, которые употребляются только в единственном числе.
II. Формирование новых знаний.
1. Упражнение 8 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2. Упражнение 10 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой по вариантам.
В а р и а н т I – выпишите существительные, которые употребляются только в единственном числе.
В а р и а н т II – выпишите существительные, которые употребляются только во множественном числе.
III. Работа со словарем.
В ы п о л н е н и е упражнения 9.
Ученик, работающий у доски, записывает пары слов, выделяет окончания у существительных в форме множественного числа.
Форму множественного числа выделенных слов проверяют по словарю под руководством учителя.
IV. Работа над обогащением словарного запаса.
1. Н а д о с к е записаны предложения.
Купить несколько (простыня).
В углу стояло несколько (кочерга).
– Раскройте скобки и заключенное в них слово поставьте в нужной форме.
(Купить несколько простынь (можно простыней). В углу стояло несколько кочерёг.)
2. З а г а д к а – ш у т к а.
– Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 11.