Урок 32 ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ

0
495
литература

Ц е л ь: актуализировать знания учащихся об изменении существительных по числам; познакомить учащихся с существительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе.

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в слова.

К..р..ндаш, т..тради, д..ревня, к..ртины, пл..ток, м..р..зы, ..гурец, ст..кан, м..тро, р..бята.

– На какие две группы можно разделить данные слова? (Единственное и множественное.) Выпишите эти слова в два столбика.

2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.

1) Космонавт

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт.)

Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова. Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первая часть – космос – «вселенная», или «мир». Вторую часть слова составляет греческое слово наутес – «моряк», «плавать».

Ребус (разгадывают учащиеся и записывают слово в тетрадях).

КОСМО

ВТ

2) Багаж

И г р а «Слово рассыпалось».

Ж Г А Б А

5 3 2 1 4

Соберите рассыпанное слово.

Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги – «узел» французы превратили в баг – «пакет». От слова баг получили слово багаж, то есть «различные тюки с вещами».
А у нас это слово приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина-пассажира.

3) Лексическое значение объясняет учитель.

Экскурсия – поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной или увеселительной целью.

Этимология. Учащиеся объясняют происхождение слова (один ученик, заранее подготовленный учителем). Слово образовано от латинского слова экскурро – «выбегаю вперед», «совершаю поездку», которое, в свою очередь, произошло от курро – «бегу», «быстро еду».

– В какой столбик запишем новые словарные слова? (Единственное число.)

– Измените число имен существительных (существительные единственного числа поставьте в форму множественное числа и наоборот).

– Число каких слов нельзя изменить?

Сегодня на уроке мы познакомимся с существительными, которые употребляются только в единственном числе.

II. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 8 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. Упражнение 10 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой по вариантам.

В а р и а н т I – выпишите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

В а р и а н т II – выпишите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

III. Работа со словарем.

В ы п о л н е н и е упражнения 9.

Ученик, работающий у доски, записывает пары слов, выделяет окончания у существительных в форме множественного числа.

Форму множественного числа выделенных слов проверяют по словарю под руководством учителя.

IV. Работа над обогащением словарного запаса.

1. Н а д о с к е записаны предложения.

Купить несколько (простыня).

В углу стояло несколько (кочерга).

– Раскройте скобки и заключенное в них слово поставьте в нужной форме.

(Купить несколько простынь (можно простыней). В углу стояло несколько кочерёг.)

2. З а г а д к а – ш у т к а.

– Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб?

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 11.