Урок 31. Ребенок в семье

0
779
информатика

Цели: рассмотреть особенности положения ребенка в семье на различных исторических этапах; развивать учебно-исследова­тельские умения учащихся.

Основное понятие: детство.

Оборудование: учебник, дополнительный материал, чистые листы, фломастеры.

План изучения нового материала

1. Что такое детство?

2. Отношение к детям в разные исторические эпохи.

3. Воспитание детей у разных народов.

4. Воспитание в разные исторические периоды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учащиеся презентуют результаты мини-исследования, вы­полненного в рамках практикума. Первоначально презентацию можно организовать в группах, дав каждому ученику возможность высказаться. Группа определяет результаты исследования, кото­рые будут представлены классу.

III. Изучение новой темы

Учитель, организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «детство».

Через 2 мин после начала работы лист каждой группы заберите и передайте соседям. Делайте это через каждый равный проме­жуток времени. В результате каждый раз группа будет вынуж­дена дописать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к тем группам, которые начали их делать, предложите обсудить получившееся и попробуйте пояснить, как все элементы связаны с понятием «детство». Таким образом в ходе занятия будет полу­чено несколько разных определений одного понятия.

IV. Презентация результатов групповой работы

Представитель каждой группы дает определение понятия «дет­ство».

V. Слово учителя

Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его харак­тер. В настоящее время в психологии и других науках имеется не­сколько видов возрастной периодизации. Мы рассмотрим элемент периодизации Д.Б. Эльконина, где он содержательно раскрыл ведущие деятельности, характерные для разных периодов детского возраста.

В период младенчества (от рождения до 1 года) – это непо­средственно-эмоциональное общение со взрослыми, на фоне и внутри которого формируются ориентированные действия.

В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) — предметно­орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предме­тами.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) ведущей деятель­ностью является обучение, в ходе которого происходит интен­сивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка.

В подростковом возрасте (12-16 лет) ведущей деятельностью является общение, заключающееся в построении отношений с то­варищами на основе морально-этических норм.

VI. Работа с учебником

Учитель предлагает сравнить его рассказ о периодизации детства с периодизацией детского возраста в учебнике на с. 160 и сделать выводы.

VII. Работа в группах

Группа 1

1. Прочитайте с. 161 — 162: «Отношение к детям в разные ис­торические эпохи».

2. Составьте план для устного рассказа.

3. Составьте три вопроса для одноклассников.

Группа 2

1. Прочитайте с. 162—163: «Воспитание детей у разных народов».

2. Составьте план для устного рассказа.

3. Составьте 3 вопроса для одноклассников.

Группа 3

1. Прочитайте с. 163—164: «Воспитание в разные исторические периоды».

2. Составьтн план для устного рассказа.

3. Составьте три вопроса для одноклассников.

VIII. Подведение итогов урока

Представители от каждой группы демонстрируют результаты самостоятельной работы: с помощью плана рассказывают о про­читанном материале и задают классу составленные вопросы.

Домашнее задание

Прочитать с. 159—164. Задания на с. 164.