Цели: рассмотреть особенности положения ребенка в семье на различных исторических этапах; развивать учебно-исследовательские умения учащихся.
Основное понятие: детство.
Оборудование: учебник, дополнительный материал, чистые листы, фломастеры.
План изучения нового материала
1. Что такое детство?
2. Отношение к детям в разные исторические эпохи.
3. Воспитание детей у разных народов.
4. Воспитание в разные исторические периоды.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учащиеся презентуют результаты мини-исследования, выполненного в рамках практикума. Первоначально презентацию можно организовать в группах, дав каждому ученику возможность высказаться. Группа определяет результаты исследования, которые будут представлены классу.
III. Изучение новой темы
Учитель, организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «детство».
Через 2 мин после начала работы лист каждой группы заберите и передайте соседям. Делайте это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз группа будет вынуждена дописать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к тем группам, которые начали их делать, предложите обсудить получившееся и попробуйте пояснить, как все элементы связаны с понятием «детство». Таким образом в ходе занятия будет получено несколько разных определений одного понятия.
IV. Презентация результатов групповой работы
Представитель каждой группы дает определение понятия «детство».
V. Слово учителя
Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. В настоящее время в психологии и других науках имеется несколько видов возрастной периодизации. Мы рассмотрим элемент периодизации Д.Б. Эльконина, где он содержательно раскрыл ведущие деятельности, характерные для разных периодов детского возраста.
В период младенчества (от рождения до 1 года) – это непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, на фоне и внутри которого формируются ориентированные действия.
В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) — предметноорудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.
В дошкольном возрасте (4-7 лет) ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что ребенок моделирует в ней отношения между людьми.
В младшем школьном возрасте (7—11 лет) ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка.
В подростковом возрасте (12-16 лет) ведущей деятельностью является общение, заключающееся в построении отношений с товарищами на основе морально-этических норм.
VI. Работа с учебником
Учитель предлагает сравнить его рассказ о периодизации детства с периодизацией детского возраста в учебнике на с. 160 и сделать выводы.
VII. Работа в группах
Группа 1
1. Прочитайте с. 161 — 162: «Отношение к детям в разные исторические эпохи».
2. Составьте план для устного рассказа.
3. Составьте три вопроса для одноклассников.
Группа 2
1. Прочитайте с. 162—163: «Воспитание детей у разных народов».
2. Составьте план для устного рассказа.
3. Составьте 3 вопроса для одноклассников.
Группа 3
1. Прочитайте с. 163—164: «Воспитание в разные исторические периоды».
2. Составьтн план для устного рассказа.
3. Составьте три вопроса для одноклассников.
VIII. Подведение итогов урока
Представители от каждой группы демонстрируют результаты самостоятельной работы: с помощью плана рассказывают о прочитанном материале и задают классу составленные вопросы.
Домашнее задание
Прочитать с. 159—164. Задания на с. 164.