Урок № 31. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
(закрепление изученного).
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫМИ
И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Цели: закрепить понятие о грамматическом значении обстоятельств; обратить внимание на обстоятельства, выраженные неопределенной фор мой глагола, и обстоятельства, имеющие уступительное значение.
I . Словарный диктант.
Фестиваль, ансамбль, труженик, девиз, символ, ландшафты Сибири, оказать гостеприимство, витрины магазинов, ремонт здания, рестав рация памятника, патриотический порыв, опоздать на концерт, здание современной архитектуры, опоздать из-за аварии.
II . Синтаксический разбор.
Опять пойдут хлестать метели вдоль деревенек и дорог (С. Орлов).
Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся об уступительных обстоятельствах с предлогом несмотря на, а также обстоятельствах, выраженных сравнительными и деепричаст ными оборотами.
Анализ примеров.
Найти обстоятельства, определить их вид и способ выражения. Объ яснить знаки препинания. (Возможна работа по рядам.)
1ряд. 1. Журавли перо обронят, вдаль летя своей тропой (С. Орлов). 2. Рощин подошел незаметно и, облокотясь о гранит, глядел сверху на Катю (А. Толстой).
II ряд. 1. Несмотря на важное свое положение в мастерской, он заносчив менее других, ласково относится к ученикам (А. М. Горький). 2. Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился работать дома (И. Тургенев).
III ряд. 1. Ноги ступали неслышно и мягко, как по ковру (А. И. Куприн). 2. На повороте в лицо студента вдруг пахнуло, точно из глубокого погреба, сырым холодом (А. И. Куприн). * V . Тренировочные упражнения. Упр. 177, 178.
В схеме № 3 порядок слов установите сами. Выберите наилучший вариант. |
VI . Работа по схемам. Составить предложения:
Человек в полушубке от удивления вскинул брови и раскрыл рот. (В случае, если учащиеся затрудняются в составлении предложения по схеме № 4, можно дать им предложенный вариант и попросить составить предложение по аналогии.)
VII . Задание на дом:
повторение § 16-19, отвечать на вопросы, с. 86 упр. 179.