Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.
Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая
группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.
Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.
Сравниваемые черты |
Северная Европа |
Южная Европа |
Западная Европа |
Восточная Европа |
Черты сходства |
1. Численность |
|
|
|
|
|
2. Тип правления |
|
|
|
|
|
3. Форма административно-территориального деления |
|
|
|
|
|
4. Тип воспроизводства |
|
|
|
|
|
5. Возрастная структура |
|
|
|
|
|
6. Демографическая политика |
|
|
|
|
|
7. Плотность населения |
|
|
|
|
|
8. Уровень урбанизации |
|
|
|
|
|
9. Национальный состав |
|
|
|
|
|
10. Религиозный состав |
|
|
|
|
|
Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.
Учитель. Зарубежная Европа — регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.
Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости — Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)
В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)
Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)
Воспроизводство населения в Зарубежной Европе
Страны |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный прирост |
Австрия |
12 |
10,6 |
1,4 |
Албания |
26 |
6,0 |
20,0 |
Бельгия |
12,6 |
10,6 |
2,0 |
Босния |
15,7 |
6,2 |
9,5 |
Герцеговина |
10,7 |
12,2 |
-1,5 |
Болгария |
13,9 |
11,2 |
2,7 |
Великобритания |
12,2 |
13,7 |
-1,5 |
Венгрия |
10,1 |
9,3 |
0,8 |
Греция |
12,4 |
11,9 |
0,5 |
Дания |
19,0 |
9,0 |
10,0 |
Ирландия |
9,8 |
9,4 |
0,4 |
Италия |
19,0 |
7,0 |
12,0 |
Исландия |
10,4 |
8,3 |
2,1 |
Испания |
14,1 |
13,0 |
1,1 |
Латвия |
15,3 |
10,7 |
4,6 |
Литва |
19,0 |
7,2 |
11,8 |
Македония |
13,2 |
8,6 |
4,6 |
Нидерланды |
14,3 |
10,7 |
3,6 |
Норвегия |
14,0 |
11,0 |
3,0 |
Польша |
16,0 |
10,0 |
6,0 |
Португалия |
13,6 |
10,7 |
2,9 |
Румыния |
17,1 |
10,3 |
6,8 |
Словакия |
13,8 |
10,4 |
3,4 |
Словения |
13,2 |
10,1 |
3,1 |
Финляндия |
13,5 |
9,3 |
4,2 |
Франция |
10,1 |
11,1 |
-1,0 |
ФРГ |
13,0 |
11,1 |
1,9 |
Хорватия |
13,6 |
13,1 |
0,5 |
Чехия |
12,3 |
9,3 |
3,0 |
Швейцария |
14,5 |
11,1 |
3,4 |
Швеция |
14,1 |
12,3 |
1,8 |
Эстония |
15,0 |
8,0 |
6,0 |
Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.
В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.
В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
Миграции
На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции — страны бывшие колонии, страны иммиграции — страны метрополии.)
Урбанизация
Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.
Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).
Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.
Классификация городов – миллионеров по их географическому положению:
Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании — 7, ФРГ — 6, Италия — 5, Франция – 3, Польша — 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора — центральная ось развития.)
Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)
Национальный состав населения Европы
Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие – многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.
Однонациональные страны Европы |
Двунациональные страны Европы |
Многонациональные страны Европы |
Норвегия |
Бельгия |
Швейцария, Великобритания, Испания |
Языковой состав населения Европы
Задание: Пользуясь картами