Цели урока: расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, населении и его хозяйственной деятельности; дать представление о современной политической карте региона; составить краткую страноведческую характеристику ЮАР.
Средства обучения: карты Африки атласа (политическая, физическая, хозяйственная деятельность населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины ландшафтов Южной Африки, экранные пособия.
Основные представления и понятия: широтная зональность, влияние океанических течений на природу суши, пассаты, климатические пояса и области, коренное и пришлое население.
Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники всемирного природного и культурного наследия.
Межпредметные связи: колониальное прошлое материка (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Общая характеристика Южной Африки
Объяснение учителя. Состав и границы региона, причины разнообразия природы, проявление широтной зональности, ее нарушения; особенности расового и этнического состава населения, страны региона, их колониальное прошлое, современное состояние; разная степень развития хозяйства отдельных стран.
Практическая работа (учебная игра). Воображаемое путешествие по картам атласа с востока на запад региона с рассказом об изменении природы и видах хозяйственной деятельности населения.
2. Южно-Африканская Республика
Задание. Определить особенности географического положения страны, дать его оценку с позиций развития хозяйства и связей с другими странами мира.
Беседа. На основе анализа тематических карт ответы на вопросы учителя об особенностях природных компонентов страны, природных богатствах, составе населения, видах хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Создание на контурной карте модели, содержащей крупные города и виды хозяйственной деятельности в ЮАР; составление маршрута воображаемого путешествия по стране с указанием самых интересных объектов для наблюдений.
Закрепление изученного
Чем отличается природа Южной Африки от природы других крупных регионов?
Сравните этнический состав населения всех четырех регионов материка, сделайте вывод.
Какими природными богатствами обладают страны Южной Африки?
Каковы причины того, что ЮАР – единственная страна Африки, где хорошо развита промышленность и сельское хозяйство?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку